Обоснование размещения объекта

Размещение предприятия, или более широко, место осуществле­ния проекта, размещение объектов проекта имеет очень важное зна­чение. Этому вопросу не всегда уделяется должное внимание. Вопрос рассматривается, как правило, очень упрощенно. Особенно это каса­ется производственных объектов - строительства или реконструкции предприятий. Исправить допущенные ошибки при неправильном ре­шении вопроса о месторасположении предприятия практически не­возможно.

Для проектов непроизводственного характера расположение, или иначе, территориальная организация проекта, также очень важна. Так, даже проект в шоу-бизнесе требует внимания к месту или местам его осуществления, особенно в эксплуатационной фазе.

При рассмотрении этого вопроса могут быть два варианта. Первый, частный, возникает, например, при реконструкции кон­кретного предприятия. В этом случае размещение предприятия уже зафиксировано. Оно не требует обоснований, а задача разра­ботчиков бизнес-плана сводится к характеристике этого размеще­ния. Если проект предлагается зарубежным инвесторам, описание размещения предприятия начинается с характеристики страны, особенностей ее экономической, политической жизни и других сторон. Далее описывается регион, город или иной населенный пункт, где располагается предприятие. Здесь важно точно охарак­теризовать производственную и транспортную инфраструктуру, чтобы далее пояснить выгоды и неудобства данного места в отно­шении доставки сюда сырья, материалов, всех видов топлива, по­луфабрикатов и комплектующих изделий, необходимых в производстве, а также выгоды и неудобства в отношении сбыта продук­ции по проекту. Если предприятия будут выпускать новые виды продукции, то все это описание должно опираться не на общие пожелания и предположения, а на глубокие предварительные ис­следования, которые в обязательном порядке должны быть прове­дены на стадии «исследование возможностей».

Иногда исследование особенностей размещения предприятия при­водит к необходимости улучшения каких-либо элементов производст­венной или транспортной инфраструктуры: сооружение более мощной электроподстанции, расширение мощностей водопроводной сети, кана­лизационной сети, строительство дополнительных железнодорожных веток, пунктов разгрузки и погрузки, внутрипроизводственных автодо­рог, морских и речных причалов, проведение дноуглубительных работ и многое другое, что диктуется особенностями данного конкретного пунк­та и места размещения предприятия. В этом случае наряду с описанием необходимо провести расчеты по определению затрат на все эти меро­приятия. Эти затраты войдут в дальнейшем в общую сумму необходи­мых инвестиций. Поскольку для разных пунктов и вариантов размеще­ния предприятия (осуществления проекта) эти затраты могут значитель­но различаться, их величины будут влиять на выбор варианта место­расположения (размещения) предприятия. Важно определить эти затра­ты и учитывать их при принятии решения.

Гораздо сложнее обстоит дело в том случае, когда создается новое предприятие. Здесь требуются серьезные исследования по обо­снованию места размещения вновь создаваемого предприятия. Эта работа должна опираться на стратегические разработки по совершен­ствованию структуры народного хозяйства страны и региона, на стратегические планы развития отраслей и отраслевых комплексов, а в их рамках планы развития отдельных производств, на обоснование территориальной организации этих отраслей и производств, т.е. на серьезную исследовательскую работу по планированию и прогнозированию развития экономики, отраслей и отраслевых комплексов, отдельных производств. При решении этих вопросов должны применяться современные доказательные методы - экономико-математические модели, отражающие специфику отраслевых комплексов, отраслей и отдельных производств. Подобные работы выполняются государственными органами по планированию и прогнозированию, научно-исследовательскими организациями общего и отраслевого профиля.

На основе этих исследований, которые должны проводиться постоянно, а не от случая к случаю, проектоустроитель решает вопрос о размещении своего нового предприятия путем уточнения отраслевых схем развития и размещения предприятий отрасли. При уточнении в зависимости от внешних условий проекта, таких показателей, как сумма привлекаемых: инвестиций, могут быть скорректированы масштабы концентрации производства (вместо крупного предприятия будет проектироваться предприятие мень­шей мощности или его создание по времени будет разбито на эта­пы), по привязке будущего предприятия к поставщикам сырья, по­луфабрикатов, комплектующих изделий, уточняется потребители, их объемы потребления и транспортные схемы по доставке сырье­вых компонентов на предприятие и по отправке готовой продук­ции потребителям. Здесь же уточняется позиция будущего пред­приятия на рынке по факторам, зависящим от размещения. Осо­бенно это касается малотранспортабельной продукции, где транс­портные расходы занимают видное место в составе совокупных расходов на производство и сбыт продукции.

При обосновании размещения конкретного предприятия в биз­нес-плане также необходимо проведение экономико-математических расчетов с рассмотрением альтернативных вариантов. Для этого так­же могут быть применены экономико-математические модели, отра­жающие специфику конкретного рассматриваемого производства и учитывающие факторы, влияющие на эффективность территориаль­ной организации данного рассматриваемого производства. Среди этих факторов должны быть не только производственные и транс­портные, но также экологические и социальные. Эти факторы долж­ны находить отражение в применяемых экономико-математических моделях и используемых в них экономических показателях (ограни­чениях, при расчете критериальных показателей и др.), при принятии окончательных управленческих решений по факторам и показателям, не отраженным в моделях (экзогенные показатели). Принятие окон­чательного решения о месте размещения конкретного предприятия опирается не на одно какое-либо обоснование, а на сложную много­уровневую систему обоснований и экономико-математических расче­тов. Эти расчеты и обоснования входят в государственные, межот­раслевые и отраслевые программы развития (развития и размещения) народного хозяйства, отраслевых и межотраслевых комплексов, от­раслей и производств. В инвестиционном проекте необходимо давать ссылки на все эти проработки. При этом следует учитывать, что в настоящее время в отличие от прошлого на всем постсоветском про­странстве редко можно встретить весь необходимый набор много­уровневых исследований, чтобы можно было на него опереться при решении вопроса о месте размещения конкретного предприятия то­гда, когда это необходимо. Это обстоятельство требует более глубо­кой проработки вопроса о размещении нового предприятия. Эта ра­бота должна сопровождать проект от его первоначальной идеи до разработки заключительного инвестиционного проекта и бизнес-плана. На последующих стадиях жизненного цикла проекта что-либо изменить уже очень трудно, а после завершения строительства, да и в ходе его практически невозможно.

Наличие разработанных экономико-математических моделей, отвечающих перечисленным выше требованиям, не освобождает проектоустроителя от необходимых глубоких исследований, направленных на сбор необходимой информации для решения задачи, ее обработки. Особенно важен расчет критериальных показателей. Они редко име­ются в полном объеме в нужный момент и по конкретному предпри­ятию. Изложить здесь полную методику расчета критериальных по­казателей не представляется возможным, поэтому ограничимся лишь самыми общими моментами. Это, тем не менее, позволит направить усилия разработчиков в правильное русло и пользоваться не общими политэкономическими постулатами, а четкими, конкретными расче­тами и исходными данными к ним.

Прикрепление предприятия (производства) к определенному месту ставит его деятельность под влияние условий, обычно на­зываемых местными. Они характерны только для этого конкретно­го пункта. Характер же самого предприятия и производства опре­деляется отраслью народного хозяйства и особенностями конкрет­ного вида деятельности. Исходя из этого, все многообразие факто­ров, оказывающих влияние на эффективность вариантов размеще­ния предприятия (производства), можно разделить на факторы ре­гиональные (местные), которые зависят от районов, конкретных пунктов и площадок, и отраслевые, зависящие от вида производст­ва (деятельности). Все многообразие критериальных показателей размещения предприятия сводится к производственным затратам, связанным со строительством и изготовлением продукции, и транспортным затратам по перемещению сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

Транспортные расходы в системе рыночной экономики рассматриваются как оплата соответствующих услуг и измеряются транспортными тарифами. Тарифы находятся в зависимости от вида транспорта, вида применяемого для перевозки конкретного груза подвижного состава, расстояния и характеристики дороги. В случае поставок продукции через границу государств к транспортном расходам добавляются таможенные пошлины, затраты на страхование груза. При использовании нескольких видов транс­порта необходимо учитывать перевалку груза с одного вида транс­порта на другой.

Обоснование размещения нового предприятия (определение его размещения) не требует расчета и учета затрат на погрузочно-разгрузочные работы при перевозке готовой продукции, сырья, мате­риалов и т.д., если пункты потребления, источники сырья и материа­лов зафиксированы (заданы). Эта величина затрат при любых вариан­тах размещения будет одинаковой.

Затраты на производство составляют основную часть всех затрат, необходимых для создания и функционирования предприятия. От­дельно определяются единовременные затраты, которые связаны с созданием предприятия, и текущие. В составе единовременных затрат учитываются те, которые связаны непосредственно с самим объек­том, а также экологические и социальные.

Все эти затраты различаются по пунктам возможного размещения предприятия, поэтому необходим анализ потенциально-возможных пунктов. Отбор потенциально-возможных мест размещения предпо­лагает предварительную экспертизу большого числа пунктов и мест. Во-первых, это общегеографические условия, соответствующая есте­ственная окружающая среда и уровень развития инфраструктуры, в том числе транспортной. Никто не будет строить завод, фабрику или иной объект любой отрасли народного хозяйства в чистом поле, в; лесу и т.д. Лишь для объектов добывающей промышленности такое можно допустить, да и то не во всех случаях. Во-вторых, в современ­ных условиях все большее значение имеет учет экологического воздействия проекта. Поэтому требуется оценка воздействия на окру­жающую среду и при отборе пунктов возможного размещения отсеи­ваются те, где воздействие проекта принципиально недопустимо. В других случаях требуется оценка затрат на нейтрализацию воздейст­вия на окружающую среду до допустимого уровня.

Тщательный качественный анализ потенциально-возможных пунктов и отбор их на предварительной стадии подготовки экономи­ко-математической задачи позволяет рассматривать в дальнейшем только реальные возможные пункты размещения. Это сокращает объ­ем необходимых расчетов и размер матрицы экономико-матема­тической задачи.

Для внешнего инвестора, слабо или вовсе не знакомого со стра­ной, представляет интерес описание климатических условий мест предполагаемого размещения будущего предприятия, поскольку это может влиять на изменение затрат при его создании и функциониро­вании. Здесь различается прямое влияние климатических условий и косвенное. Прямое влияние определяется температурой воздуха в различные периоды времени (обычно по месяцам), количеством осадков и т.д. Так, при анализе условий размещения, определяемых землей, учитываются и принимаются во внимание:

1) топография местности;

2) структура почвы;

3) прочность склонов;

4) оседание почвы;

5) сейсмичность (сдвиги почвы, возможные землетрясения, вулканическая активность);

6) деятельность соседних предприятий в настоящем и будущем;

7) наличие специальных зон (охраняемые зоны, археологические участки, уникальные природные объекты и особенности);

8) основные водные, минеральные, энергетические ресурсы, флора и фауна.

При анализе атмосферы принимаются во внимание:

1) качество воздуха;

2) воздушные потоки;

3) влияние соседствующих хозяйствующих субъектов.

При рассмотрении водных условий во внимание принимаются:

1) характер береговой линии;

2) профиль дна;

3) изменение течения;

4) качество воды;

5) система дренажа;

6) сеть притоков у рек;

7) зоны весеннего, осеннего и иного затопления;

8) использование воды другими субъектами хозяйствования в настоящее время и планируемое в будущем.

Кроме того, учитывается:

1) уровень подземных вод;

2) качество их, характеристика водоносных пластов;

3) использование подземных вод в настоящем и перспективе.

При описании условий размещения предприятия уделяется вни­мание фауне и флоре, что может представлять интерес для инвестора и оказывать влияние на эффективность вариантов размещения новых предприятий. При описании фауны речь может идти о сухопутных животных, рыбах, речных и морских организмах, насекомых. Особое внимание уделяется их редким видам, а также мигрирующим и находящимся под угрозой исчезновения. При рассмотрении флоры речь вдет о сельскохозяйственных культурах, водных растениях, травах, кустарниках. Особое внимание должно быть уделено редким видам и находящимся вод угрозой исчезновения. Древесная растительность (деревья) анализируются по породам, классам возраста, возможным объемам заготовки всеми видами пользования. Это позволяет опре­делить объемы древесного сырья, возможные к переработке по годам на перспективу с разбивкой по породам, размерным и качественным характеристикам.

Описание страны и районов потенциального размещения предприятия дополняется общегеографическими характеристиками, где указываются имеющиеся реки, озера, болота и т.д., а также дается общая характеристика потенциальных энергетических ресурсов: гид­роэнергетических, других возобновляемых источников (энергия вет­ра, солнечная энергия, геотермальные ресурсы, приливная энергия и т.д), а также невозобновляемые ресурсы (газ, нефть, каменный уголь и др.).

Для обоснованного решения вопроса о размещении нового предприятия требуется, как видим, значительная по объему и разнооб­разная информация. Эта информация в ходе ее анализа и расчетов должна быть преобразована в систему показателей, характеризующих эффективность размещения предприятия, выпускающего конкретную продукцию в заданных объемах по вариантам типовых мощностей во всех, отобранных потенциально-возможных пунктах размещения. По­дученные показатели вместе с транспортными тарифами составляют исходные данные, характеризующие критерий оптимальности в эко­номико-математических задачах по обоснованию размещения предприятий. Наряду с этим в указанных задачах используются и другие показатели, являющиеся ограничениями.

Модели задач должны учитывать особенности предприятий и производств рассматриваемой отрасли.

Эффективность вариантов размещения предприятий и произ­водств в пунктах возможного размещения их в конечном итоге сво­дится к определению издержек на производство и реализацию про­дукции. Эти издержки подразделяются на два вида - единовременные и текущие. Единовременные издержки - это затраты на создание предприятия. В зависимости от характера проекта в их состав входят инвестиционные вздержки, связанные со строительством зданий и сооружений, с приобретением, доставкой и монтажом всех видов не­обходимого оборудования, с созданием запасов сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов и готовой продукции. Конечно, подробные окончательные расчеты по этим позициям выпол­няются на заключительной стадии разработки проекта. При обосно­вании размещения важнее всего выявить территориальные различия в этих затратах. Важна не абсолютная их величина, а именно различия в затратах по возможным пунктам размещения. Это позволяет при выборе пункта и конкретной площадки руководствоваться не полны­ми детальными проработками, а именно учетом тех факторов, кото­рые эти различия формируют.

Наряду с транспортными затратами на перемещение материаль­но-вещественных элементов для процесса производства это также затраты на создание предприятия и затраты на изготовление продукции, оказание услуг и производство работ в потенциально-возможных пунктах размещения предприятия.

Состав этих издержек различен в проектах разного типа. Если это строительство промышленного предприятия по переработке рассредоточенного (сельскохозяйственного) сырья, то здесь учитываются транспортные затраты на перевозку сырья в пункты возможного размещения и доставку готовой продукции потребителям. Кроме того, в состав затрат на изготовление продукции в пунктах возможного размещения входят инвестиционные (единовременные) издержки, связанные с созданием здесь предприятия одной или нескольких мощностей, а также эксплуатационные издержки по изготовлению продукции в этих пунктах.

Инвестиционные издержки включают затраты на подготовку земельного участка и его приобретение, создание и дооборудование необходимой инфраструктуры, строительство производственных и вспомогательных помещений, приобретение, доставку и монтаж обо­рудования, удовлетворение минимально необходимой потребности в оборотных средствах (создание запасов сырья, материалов, готовой продукции, средства на выплату заработной платы и на другие пла­тежи в период до реализации выпускаемой продукции). Могут быть и другие виды инвестиционных издержек, например, на обеспечение мероприятий по защите окружающей среды и др. Если создание предприятия растягивается на несколько лет или других принимае­мых в расчетах по проекту периодов (полугодия, кварталы, месяцы), то инвестиционные издержки должны быть распределены по этим периодам.

Эксплуатационные издержки обычно оформляются в виде каль­куляций на единицу продукции и рассчитываются по правилам со­ставления этих калькуляций по статьям затрат, включая и налоги, если они по законодательству страны входят в состав текущих (эксплуатационных) затрат (т.е. себестоимости продукции).

Подробнее вопросы определения издержек рассматриваются в других (соответствующих) разделах инвестиционного проекта.


Лекция 7

Тема 5.

ПЛАНИРОВАНИЕ

ВОЗМОЖНОСТЕЙ

3. Организация производства.

4. Изучение конъюнктуры рынка.

5. Организация исследования возможностей.

Целью является формирование у студентов теоретических знаний по вопросам управления проектами. В результате студент должен знать основные теоретические положения понятия проекта, уметь использовать полученные знания в практической деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: