Этические нормы в деятельности организаций

Регулирование моральных отношений, не обозначенных в законодательстве, в организациях происходит при помощи этических норм. Этические нормы — это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организа­ции в своей деятельности. Правила содержат права, обязанно­сти и ответственность за неисполнение обязанностей или пре­вышение прав.

Правила запрещают дискриминаций по следующим признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; половая ориентация; возраст; национальность; инвалидность; стаж работы; убеждения; партий­ная принадлежность; образование; социальное происхождение; имущественное положение и др.

Этические нормы — правила этики принимаются на общем собрании коллектива, для того чтобы они воспринимались ра­ботниками как свои собственные. Они могут быть приняты и администрацией, но в то же время обязательно утверждены общим собранием или конференцией работников.

Широко распространенная структура пра­вил этики организации включает следующие разделы:

• введение;

• послание руководителя организации;

• каким должен быть работник организации;

• трудовые династии;

• частная жизнь работников;

• собственность организации;

• традиции и ритуалы организации;

• конкурсы профессионального мастерства;

• юбилеи работников;

• деловая репутация;

• честь и достоинство работников; взаимоотношения с другими организациями;

• использование торговых марок; авторские права;

• отношения с государственными и муниципальными слу­жащими; отношения между руководителями и подчиненными; отношения между руководителями; отношение к женщинам — работницам организации; отношение к молодежи, работающей в организации; отношение к тем, кто работает и учится; отношение организации к пенсионерам; основные ценности организации; основные этические принципы, "правила конкуренции; социальная ответственность организации; принципы справедливости организации.

Принятые правила не имеют статуса нормативного право­вого акта, и за их нарушение нельзя применять юридические санкции, меры дисциплинарной ответственности. Средством защиты нормы от нарушения является общественное мнение. Это также могут быть суды чести или подразделения, рассмат­ривающие конфликты.

Можно включать в правила этики некоторые нормы из мораль­ного кодекса и придать им статус нормативного правового акта.

В условиях становления рыночных отношений в стране соблю­дение этических норм в деятельности организации во многом зави­сит от работодателя, действия которого в погоне за прибылью зача­стую бывают аморальными. Не признавая права нанимаемого че­ловека, работодатель грубо их нарушает, ограничивает его свободу. Аморальное поведение работодателя заключается в следующем:

• непризнание прав наемного работника, неисполнение своих прямых обязанностей;

привнесение в трудовые отношения агрессивности; сохранение опасных для здоровья условий труда; низкий уровень организации труда; отказ от управления дисциплиной;

страх как основной метод управления поведением нанима­емого работника;

• управление наемными работниками посредством произвола;

• унижение чести и достоинства человека, его деловой репу­тации;

• необъективное отношение к человеку;

• нарушение трудового законодательства и т. п.

Все ведущие корпорации мира постоянно уделяют большое внимание вопросам нравственности. И это не случайно, так как корпоративная мораль позволяет усилить самоуправляемость че­ловека.

В нашей стране в организациях действует три вида мора­ли: советская, «дикого» рынка и собственно рыночных отно­шений.

Мораль советская проявляется в тех случаях, когда в орга­низациях пытаются сохранить моральные принципы из про­шлого, такие, как взаимная выручка, взаимопомощь, солидар­ное и бескорыстное поведение, товарищество, равная оплата за равный труд и т. д. Такая мораль достаточно рискованна и даже излишня в тех случаях, когда люди вступают в конкури­рующие, антагонистические отношения.

Мораль «дикого» рынка обусловлена целями первоначаль­ного накопления капитала. Это отношения джунглей, где гос­подствует закон силы, царствует произвол. «Дикому» рынку присущи спекулятивные, грабительские тенденции, парази­тизм, стремление к наживе любой ценой, хищническая эксп­луатация наемного труда, антагонизм в отношениях к произ­водителю, безразличие к людям и т. д. Подобные отношения возможны потому, что в обществе еще не установлены более справедливые правила. Через какое-то время их, безусловно, заменит определенный порядок, в большей степени учитыва­ющий интересы всех его членов.

Мораль третьего вида основана на убеждении, что в условиях рыночных отношений не требуются любовь, великодушие, симпа­тия, сострадание, а достаточно лишь уважения со стороны другого лица, признания его равным себе, отказа от нарушения прав работ­ников. Эта мораль все больше завоевывает мир. В се рамках нрав­ственный протест вызывает любое нарушение прав, непризнание в человеке, любом работнике личности, равной работодателю, руко­водителю. Все в большей степени в деловых отношениях получает распространение этика ответственности вместо этики убеждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: