Консультирование подростков и старшеклассников, а также их родителей и педагогов имеет свою специфику по сравнению с консультативной деятельностью психолога по проблемам младших школьников. Она определяется рядом обстоятельств. С одной стороны — с так называемой «кризисностью» подросткового возраста, расширяющимся диапазоном проблем, встающих перед подростками и старшеклассниками в решении ими новых жизненных задач. С другой стороны, как это уже отмечалось ранее, теперь сам школьник впервые становится клиентом — субъектом обращения за психологической помощью. При этом он может даже не ставить в известность об этом родителей.
Известный сегодня по работе с подростками отечественный психолог А.Г.Лидере выделяет следующие ориентиры в консультировании подростков
1. Возрастной психолог-консультант в своей деятельности всегда исходит из психологических нормативных задач возраста.
2. В случае консультирования родителей по проблеме подростка необходимо посмотреть на предъявленную проблему глазами ребенка.
3.При консультировании диады родитель — подросток вступают в действие многие рекомендации и особенности, характерные и для консультирования супружеской пары в семейном консультировании.
4. При консультировании родителей детей подросткового возраста особым образом срабатывает такой принцип возрастно-психологического консультирования, как анализ случая через призму целостного жизненного пути личности, так как сегодняшние проблемы подростка часто являются отдаленным следствием проблем предыдущих возрастов.
5. В работе с подростками психологу приходится уделять больше внимания зарождающейся сексуальности подростка, так как задача половой идентификации является одной из центральных для подросткового возраста.
В случае запроса самого школьника параллельно со сбором информации о нем из других источников мы начинаем свою работу с самим подростком с беседы.
В работе с учителями психолог должен получить информацию обо всех ведущих психических свойствах личности подростка, о встающих перед ним трудностях, о положительных и отрицательных моментах его жизни. Учитель же часто в своей свободной характеристике ученика описывает некоторые особенности его поведения и успеваемость. Следует помнить, что оценки личностных свойств детей педагогами порой оказываются недостаточно полными, а иногда ошибочными и предвзятыми. В связи с этим оценки педагога необходимо воспринимать с определенной степенью вероятности. В беседе с учителем следует всегда выяснить, какие факты подтверждают его выводы (это, собственно, относится и к работе с другими участниками консультативного процесса — родителями, администрацией школы и др.).
|
|
Обучение подростков социально-психологическим навыкам. Профилактика зависимых состояний, формирование критического отношения к социальным вредностям.
|
|
Помощь в создании жизненной стратегии, выборе профессии.
1. Социально-психологический тренинг для подростков
2. Профилактика социальных вредностей
3. Оказание помощи в выборе жизненной стратегии
В психолого-педагогическое сопровождение подростков включается не только психолог, но и все субъекты педагогического процесса: педагоги, социальный педагог, родители, узкие специалисты. Их действия носят взаимосвязанный и системный характер и подчинены единой цели.