Но умеренный, скоро насытясь и сладко заснувши

Свежим и бодрым встаёт ото сна к ежедневным занятьям…

Главный принцип здоровья ЕТ сформулировал ещё Гиппократ: человек носит врача в себе [166], надо только уметь помочь ему в этой работе. Ни один врач не может сделать для человека того, что человек может и должен сделать для себя сам. Никто лучше него самого не может постоянно поддерживать свой организм в хорошем состоянии. Но при одном условии, что он соблюдает вечные и незыблемые законы природы и действует так, как она нас учит.


Ещё один принцип Гиппократа: всякий излишек противен природе. Если здоровье пошатнулось, то, как правило, причина в том, что человек нарушил законы природы (переутомлялся, неумеренно питался, курил, употреблял алкоголь и наркотики). Долг каждого человека состоит в том, чтобы поддерживать своё здоровье, ухаживать за своим организмом, соблюдать законы общества, законы Вселенной.

Но здоровье можно восстановить. С позиций методов ЕТ, теорий самоорганизации И. Пригожина и Э. Янча, живые системы обладают не только способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия, но и проявляют противоположную, дополнительную способность к самотрансценденции, способность созидательно превосходить свои границы и генерировать новые структуры и новые формы организации. Исцеляющие силы, присущие каждому живому организму, могут действовать в двух различных направлениях.

Для природы всех вещей, включая человека, характерен гомеостаз. Существует природное стремление к восстановлению равновесия. Вхождение и выход из равновесия – природный процесс, который протекает в течение всего жизненного цикла: здоровье и заболевание – аспекты одного процесса.

После нарушения организм в большей или меньшей степени может вернуться в своё прежнее состояние вследствие различных процессов самосохранения (минимальные недомогания, от которых мы излечиваемся сами). Человеческий организм – система самовосстанавливающая. Для этого необходимо создать благоприятные условия – очиститься и правильно питаться. Но академическая медицина практически не делает акцент на возможностях организма к самоисцелению (Сытин 1990; Горен 1992: 7; Малахов 1993-1996; Капра 1996: 198).

С другой стороны, организм может охватить процесс самотрансформации и выхода за собственные границы, включающий стадии кризиса и перехода, приводящие совершенно к иному состоянию равновесия. Например, при лечебном голодании после ацидотических кризисов (на 10-40- и даже! 70-ый день) могут проявляться скрытые возможности[167] (Капра 1996: 198; Малахов 1996: 88-92).

Согласно Г. Бэйтсону, сущностью живого является разум, а движущей силой самоорганизации организма – психический процесс. Процессы заболевания и исцеления в значительной степени представляют собой психические процессы, так как самоорганизация сама по себе психична (психика имманентна всей материи). Большинство психических процессов протекают в сфере подсознания, и мы не всегда в полной мере осознаём, как мы входим в болезнь и выходим из неё. Все нарушения в организме имеют психосоматическую природу в том смысле, что они включают постоянное взаимодействие разума и тела при своём зарождении, развитии и лечении (Капра 1996: 197-200).


Новая концепция медицины рассматривает человека как часть природы. Один из специалистов по ЕТ Э. Хаббард считал здоровье наиболее естественным состоянием, потому что мы являемся частью природы. Природа старается поддерживать нас в хорошем состоянии, потому что она нуждается в нас для своих дел (Брэгг 1989: 6).

В новой концепции по-новому видится и проблема жизнь-смерть. До недавних пор медицина и общество “отрицали смерть”[168], рассматривали смерть как неудачу. Мы ещё не научились на смерть держать равнение (А. Введенский). “Ньютоно-картезианское” мышление разделяло сознание и тело, смерть не квалифицировалась на “хорошую” и “плохую”, а понималась как остановка тела-машины. Считалось: люди не хотят умирать и боятся смерти. Современный человек прячет от себя мысли о неизбежном конце земного существования. Но “спрятанные мысли” не исчезают, а переходят в подсознание, откуда активно “руководят” нашими страхами и комплексами. Поэтому необходимо изменить психологическую установку по отношению к смерти, с позиций ЕТ и новой медицины:

N все хотят жить и умереть в разной степени в разные дни, всё зависит от того, какая составляющая доминирует;

N смерть есть естественный процесс, она может быть красивой и здоровой;

N смерть это переход в другое состояние, к которому нужно готовиться всю жизнь, исследованию “жизни” после смерти посвящена книга Р. Муди Жизнь после жизни (Р. Муди, В.В. Налимов, Н.П. Бехтерева);

N жизнь и смерть есть два аспекта одного и того же явления: то, как человек умирает, зависит от того, как он жил (Муди 1992; Дюркхайм 1992: 151; Налимов 1994: 48; Царёва 1994: 429; Капра 1996: 184).

В 1977 г. во Франции вышла книга Ф. Арьеса Человек перед лицом смерти. В книге исследуются психологические установки европейцев в отношении смерти и их смена на протяжении огромного исторического периода. Автор убедительно показывает, что в понимании индивидом и обществом смерти проявляется и отношение к жизни. Поэтому нельзя сегодня согласиться с Б. Спинозой, который в Теореме 67 своей знаменитой Этики доказывал: человек свободный ни о чём так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни (Арьес 1992; Спиноза 1993: 186).

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: НА ПУТИ К ЦЕЛОСТНОЙ КУЛЬТУРЕ

…единство по природе своей неопределимо<>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: