Тема 3. Внутренняя и внешняя среда функционирования предприятия

Предприятие как социально-экономическая система. Характеристика внутренней среды предприятия. Характеристика внешней среды предприятия. Неопределенность внешней среды. Информационная база предприятия.

Производственное предприятие - это обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента. С экономической точки зрения предприятие представляет собой хозяйствующий субъект, скопление материальных и финансовых средств для производства продукции, оказания услуг или выполнения работ. С другой точки зрения предприятие можно представить в виде социальной системы, образования людей для достижения своих целей. Поэтому предприятие представляет собой социально-экономическую систему. Можно привести рыночную модель предприятия.

Рыночная модель предприятия представляет собой открытую экономическую систему. Современное предприятие имеет сложную организационную структуру. В условиях рыночной экономики возрастает значение трёх основных направлений организации промышленного предприятия:

1. научная организация производства (имеет целью создание оптимальной технико-технологической системы);

2. научная организация труда (ее задача – построение здоровых формальных отношений в кол-ве);

3. научная организация управления (это система технических, экономических и гуманитарных средств).

Предприятие представляет собой систему, преобразовывающую ресурсы:

природная среда

затраты результат

вход

выход

социальная среда

На входе – материальные, трудовые и финансовые рес-сы. Чтобы преобразовать рес-сы, необходимо организовать имущ-во (основной и оборотный кап-л), разработать и закупить технологию, осуществить различные виды управления, привлечь кадры пр-тия, придать каждому раб-ку ф-ции. При этом необходимо использовать принципы маркетинговой системы. На выходе – готовая прод-ция, издержки и прибыль После пр-ва пр-ции необходимо её реализовать также с помощью этой системы. Кроме этого, пр-тие открыто природной среде, откуда добываются ресурсы и социальной среде. Предпр-е действует в рамках тех законов, кот издаёт гос-во. Гос-ое регулирование рыночных отношений осущ-ся законодат-ми (законы и акты), администрат-ми (санитарные, экологические нормы) и экономич-ми мет-ми (финансово-кредитные рычаги)

Как правило предприятие является системой открытого типа, то есть имеет внутреннюю среду и взаимодействует со внешней средой.

Внутренняя среда предприятия - это персонал, средства производства (основные и оборотные), информация и финансовые ресурсы. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция, выполненные работы или оказанные услуги.

Внутренняя среда предприятия определяется внутренними факторами, основными группами которых являются следующие:

- факторы связанные с личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка;

- факторы связанные с ускорением НТП, с инновационной политикой предприятия;

- факторы связанные с совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием;

- факторы связанные с организационно-правовой формой хозяйствования;

- факторы связанные с созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

- факторы связанные со спецификой производства в отрасли;

- факторы связанные с качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой;

- факторы связанные с амортизационной и инвестиционной политикой.

Кроме того внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные. Объективные - это факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления (от того, кто управляет предприятием). Субъективные факторы, которые составляют большинство, полностью зависят от субъекта управления.

Эффективность работы предприятия в рыночных условиях в значительной степени зависит также от состояния внешней среды и от внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия.

Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность работы предприятия - это потребители продукции предприятия, поставщики материальных ресурсов, органы государственной власти, финансовые структуры и население, живущее в окрестностях предприятия.

Внешние факторы можно классифицировать на 4 группы:

- связанные с изменениями конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен;

- связанные с политическими изменениями в стране;

- связанные с инфляционными процессами;

- связанные с деятельностью государства в области экономической политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: