Основные этапы развития исторической науки в России

1 этап. Решающую роль в становлении исторической науки в России сыграло отделение науки от религии:

- В 1512 г. вышел «Хронограф» (описание времен).

- В середине XVI в. появляется «Степенная книга», которая была попыткой исторического труда.

- В 1674 г. «Синопсис» - учебник по Русской истории.

2 этап. Петровские преобразования повлекли становление истории. В 1720 г. вышел указ о собрании всех исторических документов:

- Первую попытку написать историю государства Российского сделал дьяк Поликарпов.

- Кроме того, составлялись частные труды по петровским временам – «История Петра Великого» Прокопия.

- Первым российским историком является В. Н. Татищев. Его главный труд – «история Российская» (первая половина XVIII в.), он собрал древние рукописи и открыл «Русскую Правду».

- Петербургская Академия Наук состояла из ученых-немцев. Г. Байер – первым основал норманнскую теорию и изучал Русскую Правду; его труд был продолжен Г. Миллер, который собрал списки летописей.

- М. В. Ломоносов – «Древняя Российская История» - научно-историческое исследование, он составил первый после «Синопсиса» учебник.

- Одним из крупнейших трудов XVIII в. – это «История России» Щербатова, доведенная до начала XVII в.

- В начале XIX в. появляется «История государства Российского» Н. М. Карамзина в 12 томах.

- С. М. Соловьев в середине XIX в. написал 29 томов «Истории» и являлся родоначальником государственной школы.

- В конце XIX в. появляется «Курс Русской истории» В. О. Ключевского, который распространил идеи колонизации.

- В начале XX в. появляется работа Павлова-Селеванского, где доказывалось, что Русь была феодальной.

3 этап. Советский этап (в 30-е гг. состоялось Академическое дело => теперь стали заниматься археологией): Б. Д. Греков первым сформировал теорию существования феодального строя в Киевской Руси. В 50-х гг. стало возможным изучение Киевской Руси с разных сторон. Одновременно – Черепнин Л. В., Рыбаков, Фроянов, Скрынников.

4 этап. Начало 90-х гг. – проблема альтернатив.

3. Проблема методологии истории России.

Проблема методологии истории России сводится к поиску фактора или факторов, которые играют решающую роль в историческом процессе, т.е. являются его движущей силой.

В XVIII в. преобладали две основные методологические парадигмы:

- Провиденциализм – объяснение исторического процесса через действие божественного промысла.

- Рационализм – поведение исторических деятелей объяснялось человеческими качествами; кроме того, признавалась роль народных обычаев и представлений.

В XIX в.:

1. Сентиментализм (Карамзин) – мотивами действий являются человеческие чувства.

2. Романтизм – история делается не государями, а народом, поэтому должна представлять собой не галерею государственных деятелей, а отражать народный дух.

3. Государственная школа – движущей силой является государство и его развитие.

4. Многофакторная теория (В. О. Ключевский) – нет единого фактора, а есть их конгломерат, из взаимодействия всех составляющих рождается поступательное движение (например, природно-географическое различие в уровне жизни).

В XX в.:

1) Марксистско-ленинская методология (переход от многофакторности к однофакторности). Главный фактор – условия материальной жизни общества и общественное производство (базис – экономическая основа). Данная методология проистекает из учения об общественно-экономических формациях: исторический процесс представляет собой смену ступеней или формаций. Формация – это стадия развития общества, которая характеризуется определенным уровнем развития материальных сил. Развитие происходит не линейно, а скачкообразно через революции.

2) Цивилизационный подход (Тойнби). Цивилизация – это разновидность человеческого сообщества, в основе деления на цивилизации лежит тип культуры (материальной, духовной, социальной), в центре исторического процесса стоит человек.

- По Тойнби, Россия принадлежит к восточнославянской цивилизации.

- Симельникова выделяет три типа развития: 1) тип непрогрессивного существования (первобытный строй); 2) тип циклического развития (восточный – Китай, Индия; отличительная черта – повторение в развитии, то есть государство усиливается -> застой –> социальная катастрофа –> падение государства –> государство усиливается; главная черта – традиция, духовная сторона; важная черта – община, интересы коллектива, над всем стоит государство с его деспотичной ролью); 3) тип прогрессивного развития (западная цивилизация – античный мир, Западная Европа; характерные черты – рациональное общественное развитие, господствуют точки зрения о будущем прогрессивном развитии, на первом месте стоит личность, преобладает частная собственность, независимость общества от государства, то есть горизонтальные общественные связи, правит закон и право, поступательное развитие экономики). России в этой типологии не выделено отдельного места – она затерялась между ними, так как в ней присутствуют западные и восточные компоненты, которые противоборствуют друг другу, что приводит к бесконечным внутренним кризисам.

- Евразийская школа (Вернадский, Трубецкой, Савицкий) - Россию выделяют в самостоятельную цивилизацию.

3) Теория модернизации (А. С. Ахиезер), в рамках которой цивилизации считается ступеньками в развитии общества. Суть – существует 2 типа цивилизаций (не в географическом, а во временном пространстве) – низший ( традиционный – начальный этап истории, господствуют представления, которые направлены на сохранение исторически сложившихся форм жизни, то есть консервация) и современный (либеральный – стремление к развитию, к росту эффективности, главной ценность является прогресс, то есть присутствует процесс модернизации) тип. Особенность России – потребность в модернизации осознается давно, но не происходит, то есть Россия находится между ними. Черты традиционности – вера в лидера, боязнь личной инициативы, пренебрежение к правам личности, плохое развитие рыночных отношений. Эти элементы не сливаются, а раскалывают. Недостатки – фактор колонизации, монгольское завоевание, влияние православия (не были учтены им).

4) Л. Н. Гумилев (евразиец) – биологические причины, нация как живой организм, историю делает личность, наделенная определенной энергией (пассионарии). Каждый этнос переживает определенный цикл (1200 лет). Россия развивалась в два этапа: 1) исчезновение русского этноса в XIII-XIV вв.; 2) с созданием нового государства возникает новый этнос (нельзя абсолютизировать).

На современном этапе развития исторической мысли возникает проблема – делаются неудачные попытки создать новую концепцию развития России, которая объединила бы предыдущие линии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: