Теория трудовой стоимости. Товар это продукт труда человека созданный для продажи, т.е. товаром является то, что произведено для продажи. Каждый товар обладает двумя свойствами:
а) потребительская стоимость – это способность товара удовлетворять определённую потребность человека.
б) меновая стоимость – способность товара обмениваться в определённых пропорциях. Эти пропорции определяются исходя из стоимости товаров. Стоимость товара это общественно необходимое рабочее время на производство данного товара.
Теория предельной полезности. Товар – это вещь, которая удовлетворяет потребности человека и производится не для собственного потребления, а для продажи. Свойства товара
а) потребительская стоимость
б) товар обладает ценностью и полезностью.
При ограниченном запасе блага имеется его предельный экземпляр – это экземпляр, который удовлетворяет последнюю единицу потребности в этом благе. Полезностью этого экземпляра определяется ценность блага со стороны потребителя. Ценность вещи зависит так же от её редкости.
|
|
Ключевой категорией товарного производства является товар. Существуют разные понимания его сущности.
Товаром является только то, что удовлетворяет какую-либо потребность человека;
Товаром является то, что апробировано трудом; например ягоды в лесу для их собирателя не являются товаром, но могут стать им после того, как затрачен труд на их сбор;Т
Товаром является то, что предназначено для продажи.
Товар определяется как специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. К экономическим благам относится то, что является объектом или результатом экономической деятельности и что можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями. Товаром могут также стать услуги. Специфика их заключается в том, что услуга не имеет вещественной формы, но является результатом деятельности человека, имеющим полезный эффект. Общим между этими определениями является то, что в них товар рассматривается как результат труда.
Товар - продукт труда, способный удовлетворять какие-либо человеческие потребности, это социально-экономическая форма продукта труда. Товары могут носить как материальный, так и нематериальный характер. Товар обладает двумя свойствами:
Потребительская стоимость - полезность, способность удовлетворять какие-либо потребности, она находится в прямой зависимости от естественных свойств вещи и не зависит от количества труда, которое было затрачено на ее производство. Наличие у вещи потребительской стоимости еще не делает ее товаром (рыба).
меновая стоимость - способность товара в определенных пропорциях обмениваться на другие товары. Она определяется спросом и предложением; т.е. в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктов труда.
Основными теориями стоимости являются трудовая теория стоимости, теория предельной полезности и затратная концепция.
Стоимость товара образуют затраты труда на его производство, следовательно стоимость товара складывается из: