Где AD – совокупный спрос

Если фактические валовые инвестиции равны планируемым валовым инвестициям, то разница между совокупным спросом (AD) и ВВП по расходам пропадает. Однако из прошлой лекции известно, что в валовые инвестиции входит прирост товарно-материальных запасов. Он может совпадать с планируемым уровнем, а может и отклоняться от него. Следовательно, фактические инвестиции могут отличаться (и, как правило, отличаются) от запланированных инвестиций.

Совокупный спрос представляет собой кривую, показывающую различный объем товаров и услуг, т.е. реальный объем ВВП, который домашние хозяйства, предпринимательский сектор, государственный сектор и остальной мир готовы (планируют) купить при любом возможном уровне цен ( Р ) за некоторый период времени (год).

Кривая совокупного спроса (AD) имеет отрицательный наклон, что объясняется следующими причинами:

1. Эффект богатства: если уровень цен повышается, это приводит к сокращению реальной ценности денежных активов домашних хозяйств, вследствие чего они сократят потребительские расходы (С).

2. Эффект процентной ставки: при повышении уровня цен растет и процентная ставка (цена пользования деньгами), что приводит к сокращению инвестиционного спроса предпринимательского сектора, а также некоторых потребительских расходов домашних хозяйств.

3. Эффект импортных закупок: при повышении уровня цен на отечественные товары и услуги отечественные потребители переходят на закупки импортных товаров и услуг, что увеличивает импорт иностранных товаров в страну и сокращает экспорт отечественных товаров из страны. В результате сокращаются расходы на чистый экспорт (Xn).

Объединяясь, эти три эффекта приводят к тому, что при повышении уровня цен объем совокупного спроса сокращается, а при снижении уровня цен объем совокупного спроса растет. Это и отражается в отрицательном наклоне кривой AD. Другими словами, изменение уровня цен вызывает движение вдоль одной и той же кривой совокупного спроса (при прочих равных условиях).

Кроме уровня цен (ценовой фактор) на совокупный спрос воздействуют и неценовые факторы, при изменении которых (хотя бы одного из них) кривая AD сдвигается вправо, если совокупный спрос растет, или влево, если совокупный спрос сокращается.

К неценовым факторам совокупного спроса относятся факторы, определяющие объем планируемых расходов каждого из четырех макроэкономических субъектов: потребительских расходов (C), планируемых инвестиционных расходов (Igплан), государственных расходов (G) и расходов на чистый экспорт (Xn) независимо от уровня цен.

(1) Потребительские расходы.

На объем потребительских расходов влияют следующие факторы:

1. благосостояние потребителей;

2. ожидания потребителей;

3. задолженность потребителей;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: