Дидактика – наука о том чему учить и как учить.
Образование – двусторонний процесс, включающий в себя обучение плюс воспитание.
Обучение – двухсторонний процесс: 1) обучающая деятельность учителя; 2) учебная (познавательная) деятельность ученика.
Воспитание – целенаправленное воздействие воспитателя на мотивационно-ценностную сферу учащегося.
Преподавание – педагогическая деятельность учителя, направленная на обучение учащихся.
Развитие – процесс движения, изменения объекта, включающий в себя возникновение качественно нового состояния.
Развитие личности – процесс изменения количественных и качественных свойств личности – мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, способностей, накопления опыта.
Подход – путь к достижению цели
Субъект – тот, кто воздействует.
Объект – тот, на кого воздействуют.
Принцип – первоначало, руководящая идея, основное правило поведения.
Критерий – мерило, признак, на основании которого производится оценка, классификация.
Фактор – движущая сила, причина какого-нибудь процесса, явления.
Показатель – численное значение отражающее степень проявления признака.
Уровни – ступени, выделяется по граничным значениям показателей (ниже среднего, выше среднего).
Источник – то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходящий что-нибудь.
Мотив – побудительная причина учения.
Методология – учение о структуре, организации, методах и средствах деятельности.
Субъект – тот, кто воздействует.
Объект – тот, на кого воздействуют.
Принцип – первоначало, руководящая идея, основное правило поведения.
Критерий – мерило, признак, на основании которого производится оценка, классификация.
Источник – то, что дает начало чему-нибудь, откуда исходящий что-нибудь.
Фактор – движущая сила, причина какого-нибудь процесса, явления.
Показатель – численное значение отражающее степень проявления признака.
Уровень – степень величины, развития, значимости чего-нибудь (Ожегов, 837). Уровни – ступени – выделяется по граничным значениям показателей (например, 5 уровней: высокий, средний, ниже среднего, выше среднего, низкий). (Уровни – это ступени качественного и количественного изменения чего-нибудь).
Метод – способ (исследования обучения, воспитания) получения результата, способ достижения цели; совокупность общепризнанных правил, приемов, норм познания и действия.
Метод – это совокупность действий и приёмов, с помощью которых достигается желаемый результат.
Научный метод – это инструмент для получения научных результатов.
Метод обучения – (как учить) 1) система целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образование т.е. достижении целей обучения. [1]; 2) совокупность правил, приёмов, действий, направленных на достижение целей обучения.
Технология обучения – система методов, подходов, приёмов, форм и средств обучения.
Методика учебного предмета – отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету (т.е. это частная дидактика чему и как учить, например, физике).
Средства – орудия обучения (чем учить) (доска, мел, плакаты, технические СО и т.п.).
Методология – учение о структуре, организации, методах и средствах деятельности.
Методология науки – учение о принципе построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
Методический прием – это часть, деталь метода [1]; способ выполнения операций и элементов [6].
Формы обучения – внешние выражения обучения (дневная, заочная, классная, индивидуальная, групповая, массовая).
“Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о деятельности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат” (Сов. Энциклопедический словарь. –М, 1983, с 863)
Лекция 10. Формирование у учащихся экспериментальных
Умений
1. Общие сведения об экспериментальных умениях.
2. Дифференциированный подход в организации спецпрактикума
3. Обработка результатов эксперимента в лабораторных работах спецпрактикума
4. Правила построения графиков в лабораторных работах.
5. Организация физического спецпрактикума в школе.
6. Особенности организации физического спецпрактикума в вузе
7. Домашние экспериментальные работы.