Основными участниками рынка розничной торговли являются розничные сети и несетевые магазины.
Доля крупнейших розничных сетей России в общем объеме торговли продовольственными товарами меньше 9%. Это обстоятельство свидетельствует о значительном потенциале для их роста. По оценкам экспертов, наибольшим потенциалом роста обладают региональные розничные сети.
По итогам 2013 года крупнейшими розничными продовольственными сетями, действующими на территории России, являлись следующие компании:
1. Metro C&C, Магнит.
2. Пятерочка.
3. Перекресток.
4. Дикси.
5. Лента.
6. Окей.
7. Седьмой Континет.
8. Копейка и др.
Данные предприятия создаются как на основе российского, так и с участием зарубежного капитала и представляют собой сеть крупных магазинов, размещенных, главным образом, в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Такие магазины предлагают потребителям товары народного потребления и продукты питания в ассортименте от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч наименований по различным ценам (от недорогих продуктов ежедневного потребления и товаров бытовой химии до деликатесов и дорогой вино-водочной продукции). Следовательно, услугами данных предприятий охватывается практически весь возможный спектр потребителей.
Общество не в состоянии осуществлять торговую деятельность аналогично вышеуказанным крупным предприятиям сетевой торговли по двум основным причинам:
1. Торговля по модели сетевых торговых предприятий требует наличия большого количества торговых помещений большой площади, размещенных, как правило, в нескольких регионах, для осуществления бесперебойного функционирования которых требуется значительное количество специализированного торгового оборудования, единиц погрузочно-разгрузочной техники и транспорта, квалифицированных работников от обслуживающего персонала (кассиров, продавцов и т.п.) до специалистов по поставкам товаров, обслуживанию специализированной техники и оборудования, логистике и т.п. Это требует значительных финансовых затрат, несопоставимых по величине с прибылью и даже стоимостью всего имущества Общества.
2. Большинство объектов Общества расположено вблизи железнодорожных станций, вокзалов и других объектов железнодорожного транспорта и имеют в качестве основной цели обеспечение пассажиров и работников железной дороги продовольственными товарами первой необходимости.
Таким образом в существующих условиях наиболее оптимальным для ОАО «ЖТК» является организация на своих объектах мелкорозничной торговли с учетом особенностей формирования рыночной среды в той местности, где данный объект будет расположен.
Таблица 2.1.