Цена и качество продукции

Потребительная стоимость и качество продукции тесно взаимосвязаны, но их экономическая суть проявляется в условиях использования товара с различным уровнем качества.

Повышение уровня качества непосредственно связано с внедрением достижений научно-технического прогресса и осуществляется в соответствии с интересами товаропроизводителя, поскольку высококачественная продукция наиболее конкурентоспособна, однако при условии, что рост ее цены будет гарантировать реальную и достаточную выгоду покупателю.

При формировании оптовой цены на продукцию повышенного качества рассчитываются верхняя и нижняя границы цены, основанной на условии равенства приведенных затрат по сравниваемым вариантам. Эти цены являются ориентировочными для производителя, который сможет определить необходимый объем производства и реализации, чтобы обеспечить максимальную прибыль.

Цена на новую продукцию, как и продукцию повышенного качества, устанавливается в такой последовательности.

На первом этапе выбирается изделие, которое в дальнейшем будет сравниваться с новой продукцией по технико-экономическим показателям.

На втором этапе устанавливается верхняя граница цены на новое изделие. Верхний предел (или граница) - это условно максимальная цена нового изделия, при которой производство и потребление одинаково выгодны как производителю, так и потребителю. Верхний предел цены нового изделия со сроком службы более одного года может быть рассчитан по следующей формуле:

ЦВП = [ЦБ QН / QБ (HАБ + RН) / (HАН + RН)] + [(ИБ - ИН) / (HАН+ +RН)] + ΔК,

где ЦБ - цена базового изделия;

QН; QБ - годные объемы продукции, производимой на новой и базовой технике;

HАБ; HАН - норма амортизационных отчислений соответственно для базовой и новой модели;

RН - уровень рентабельности производства;

ИБ, ИН - текущие издержки на производство годового объема продукции (работ) при использовании базового и нового оборудования;

ΔК - изменение сопутствующих капитальных затрат при использовании нового оборудования вместо базового.

На третьем этапе рассчитывается нижний предел цены. Нижняя граница цены - это такой ее уровень, при котором товаропроизводитель возмещает текущие издержки производства и получает прибыль, рассчитанную исходя из норматива рентабельности предприятия. Таким образом, весь экономический эффект производителя включается в цену. Нижняя граница цены определяется по формуле:

ЦНП = СН + RН ФЕН или ЦНП = СН (1 + RН),

где СН - себестоимость единицы новой продукции, принимаемая за базу при расчете нижней границы цены;

RН - норматив рентабельности, рассчитанный по отношению к среднегодовой стоимости производственных фондов, т. е. основного и оборотного капитала;

ФЕН - фондоемкость новой продукции, определенная с учетом дополнительных капитальных вложений, необходимых для производства новой продукции.

На четвертом этапе определяется экономическая эффективность новой модели оборудования путем сопоставления верхнего и нижнего пределов цены, скорректированной на плановые затраты предприятия, связанные с подготовкой и освоением производства новой модели:

ЭР = ЦВП - (ЦНП + ЗПО),

где ЭР - экономический эффект, распределенный между производителем и потребителем;

ЗПО - плановые текущие издержки производства, связанные с подготовкой и освоением производства новой модели оборудования.

Годовой экономический эффект от внедрения новой модели оборудования может быть определен для производителя и потребителя:

для производителя:

ЭПР = [(КН - КБ) ЕН + (СБ - СН)] QПР;

для потребителя:

ЭПТ = [(КБ.УД - КН.УД) ЕН + (С'Б - С'Н)] QПТ;

где КБ; КН - дополнительные капитальные вложения на единицу продукции на базовой и новой модели;

КБ.УД; КН.УД - удельные капитальные вложения на единицу продукции на базовой и новой модели;

СБ; СН - себестоимость производства единицы продукции на базовой и новой модели;

С'Б; С'Н себестоимость производства единицы продукции (эксплуатационные расходы, амортизация, ремонт, оплата труда и т.д.) на старой и новой модели;

QПР - количество оборудования повышенного качества, запланированное на второй год выпуска;

QПТ - годовой объем продукции, производимой у потребителя на новой модели;

ЕН - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.

Влияние повышенного качества продукции на экономическую эффективность оценивается путем сравнения основных показателей и установления коэффициента эффективности. Если объем выполняемых работ на новой модели (оборудовании) увеличился в результате повышения ее качества, приведенные затраты по базовой модели должны быть скорректированы на коэффициент роста объема производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: