Требования к записям при чтении

1) «Карточная» форма ведения записей (на отдельных листах формата А4 с одной стороны).

2) По каждому источнику обязательно записываются все «выходные» данные: автор, название, место издания, издательство, год издания, количество страниц (правила оформления библиографического списка смотри в п. 5.2).

3) Лаконизм, использование сокращений, знаков-символов.

4) Наглядность и удобное расположение записей на странице:

ü наличие полей (могут быть сбоку, вверху, внизу);

ü использование заголовков, подзаголовков;

ü выделение ключевых слов;

ü деление на абзацы;

ü пробельные строки;

ü нумерация, маркировка;

ü подчеркивания и отчеркивания;

ü рамки;

ü выделение цветом.

Основные формы ведения записей

Записи, не требующие аналитической переработки текста

Выписки – представляют собой цитаты из источника. При этом для последующего использования в исследовательской работа необходимо указывать страницу, с которой сделана выписка.

Закладки с надписями (стикеры) применяются на этапе первоначального знакомства с книгой для обозначения интересующих разделов. Также закладки используются, когда есть возможность работать с источником длительное время – обращаться к нужной для работы информации.

Пометки и выделения в книгах – делаются карандашом на полях или в самом тексте.

«Система чистых листов». Между страницами вкладываются чистые листы бумаги, на которых делаются пометки на уровне интересуемого текста. При необходимости возле этих пометок могут быть краткие пояснения.

Перечень страниц, содержащих материалы по определенным вопросам.

Записи, требующие аналитической переработки текста

Оценочные записи на библиографических карточках личной картотеки. При большом количестве источников по теме исследования имеет смысл создать свою картотеку по типу библиотечной. В карточке указываются выходные данные книги и делаются пометки о том, что заинтересовало в содержании источника.

Карточки могут быть оформлены в электронном виде.

Словарь терминов и понятий по теме исследования – может быть оформлен в письменном (тетрадь), печатном (на листах формата А4) либо электронном виде. Следует учитывать, что по мере изучения теоретических источников словарь постепенно будет пополняться новыми терминами и понятиями.

Составление плана

План текста – это перечень заголовков основных частей текста.

Преимущества плана:

- «самая короткая запись»;

- нагляден и обозрим;

- обобщает содержание

- восстанавливает в памяти прочитанное;

План может быть простым или сложным.

Алгоритм составления плана

1. Прочитать текст.

2. Разделить текст на логические части.

3. Озаглавить каждую часть (и составные части, если план – сложный).

Тезисы – это основные положения текста, которые доказывает или опровергает автор.

Тезисы необходимы для критического анализа книги, статьи или доклада и позволяют сравнить точку зрения автора со своей собственной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: