Этапы обследования

1. Постановка цели.

2. Разработка программы обследования, в которой детально планируются:

· содержание работы;

· инструментарий (составление анкет, комплектов тестов, вопросников, перечня подлежащих изучению документов и т.д.);

· критерии оценки подлежащих изучению явлений и процессов.

3. Сбор информации.

4. Обобщения материалов.

5. Подведения итогов и оформление отчетных материалов.

На каждом этапе может возникнуть необходимость корректировки программы обследования, когда исследователь или группа исследователей, проводящих его, убеждаются, что собранных данных не хватает для получения искомых результатов, или собранные данные не отражают картину изучаемого объекта и т.д.

МОНИТОРИНГ – это постоянный надзор, регулярное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращения нежелательных явлений.

Например, экологический мониторинг, синоптический мониторинг и т.д.

ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА (ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).

При проведении исследований изучение и обобщение опыта (организационного, производственного, технологического, медицинского, педагогического и т.д.) применяется с различными целями:

· определение существующего уровня детальности предприятий, организаций, учреждений, функционирования технологического процесса;

· выявление недостатков и узких мест в практике той или иной сферы деятельности;

· изучение эффективности применения научных рекомендаций;

· выявление новых образцов деятельности, рождающихся в творческом поиске передовых руководителей, специалистов и целых коллективов.

Объекты изучения:

1) массовый опыт – для выявления основных тенденций развития той или иной отрасли народного хозяйства;

2) отрицательный опыт – для выявления типичных недостатков и узких мест;

3) передовой опыт, в процессе которого выявляются, обобщаются, становятся достоянием науки и практики новые позитивные находки.

Изучение и обобщение передового опыта является одним из основных источников развития науки, поскольку этот метод позволяет выявлять актуальные научные проблемы, создает основу для изучения закономерностей развития процессов в целом ряде областей научного знания, в первую очередь – так называемых технологических наук.

Недостаток метода отслеживания и его разновидностей – относительно пассивная роль исследователя – он может изучать, отслеживать и обобщать только то, что сложилось в окружающей действительности, не имея возможности активно влиять на происходящие процессы. Однако этот недостаток зачастую обусловлен объективными обстоятельствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: