Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции

Coгласно традиционным теории фирмы и теории рынков, макcимизация прибыли является основной целью фирмы. Поэтому фирма должна выбрать такой объем поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый период продаж.

ПРИБЫЛЬ — это разница между валовым (общим) дохо­дом (ТR) и совокупными (валовыми, общими) издержками производства (ТС) за период продаж:

прибыль = ТR - ТС.

Валовой доход — это цена (Р) проданного товара, умно­женная на объем продаж (Q).

Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на | ной доход она может повлиять лишь посредством изменения объема продаж. Если валовой доход фирмы больше совокуп­ных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные из­держки превышают валовой доход, то фирма несет убытки.

Совокупные издержки — это издержки всех факторов про- изиодства, использованных фирмой при производстве данно­го объема продукции.

Максимальная прибыль достигается в двух случаях:

а) когда валовой доход (ТИ) в наибольшей степени пре­вышает совокупные издержки (ТС);

б) когда предельный доход (МR) равен предельным из­держкам (МС).

Предельный доход (МR) — это изменение в валовом доходе

получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта:

МR = Р.

Максимизация предельной прибыли представляет собой р.1 чищу между предельным доходом от продажи дополнительной единицы продукции и предельными издержками:

предельная прибыль = МR - МС.

Предельные издержки — дополнительные издержки, при­водящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Пре­дельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара:

МС = Р.

Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняет­ся предельным издержкам.

Определив предел максимизации прибыли фирмы, необ­ходимо установить равновесный выпуск продукции, макси­мизирующий прибыль.

Максимально прибыльное равновесие — это такое поло­жение фирмы, при котором объем предлагаемых благ опреде­ляется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу:

Р = МС = МR.

Максимально прибыльное равновесие в условиях совер­шенной конкуренции иллюстрируется на рис. 26.1.



Рис. 26.1. Равновесный выпуск продукции конкурентной фирмы

Фирма выбирает такой объем выпуска, который позволяет ей извлекать максимальную прибыль. При этом надо иметь в миду, что выпуск, обеспечивающий максимальную прибыль, от­нюдь не означает, что за единицу данной продукции извлекает­ся самая большая прибыль. Отсюда следует, что неправильно использовать прибыль за единицу продукта в качестве крите­рия общей прибыли.

В определении объема выпуска, максимизирующего прибыль, необходимо сравнивать рыночные цены со средними издержками.

Средние издержки (АС) — издержки в расчете на едини­цу произведенной продукции; равны общим издержкам

определенного количества продукции, деленным на количество произведенной продукции. Различают три вида средних издержек: средние валовые (общие) издержки (АС); cрeдние постоянные издержки (AFC); средние переменные издержки (AVC).

Соотношение рыночной цены и средних издержек произ­водства может иметь несколько вариантов:

· цена больше, чем средние издержки производства, мак­симизирующие прибыль. В этом случае фирма извле­кает экономическую прибыль, т. е. ее доходы превыша­ют все ее издержки (рис. 26.2);

Рис. 26.2. Максимизация прибыли конкурентной фирмой

· цена равна минимальным средним издержкам произ­водства, что обеспечивает фирме самоокупаемость, т. е. фирма только покрывает свои издержки, что дает ей воз­можность получать нормальную прибыль (рис. 26.3);



Рис. 26.3. Самоокупаемая конкурентная фирма

· цена ниже минимально возможных средних издержек, т. е. фирма не покрывает всех своих издержек и несет убытки (рис. 26.4);

· цена опускается ниже минимальных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, т. е. фирма способна минимизировать свои убытки (рис. 26.5);

· цена ниже минимума средних переменных издержек, что означает прекращение производства, ибо потери фирмы превышают постоянные издержки (рис. 26.6).

Рис. 26.4. Конкурентная фирма, несущая убытки


Рис. 26.5. Минимизация убытков конкурентной фирмы

 
 

Рис. 26.6. Прекращение производства конкурентной фирмой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: