Тема 5. Институциональные формы организации государственного и муниципального сектора

Основные институты государственного и муниципального сектора. Особенности государственного предпринимательства. Организационно-правовые формы государственных предприятий и организаций. Разгосударствление и границы приватизации. Контрактации как форма государства и предпринимательства. Квазирынки. Государственный (муниципальный) заказ.

Государственно-частное партнерство в отраслях государственного и муниципального сектора. Франчайзинг: сущность, виды, правовое регулирование в России. Лизинг: понятие, виды, развитие в России, зарубежный опыт

Доверительное управление как форма взаимодействия государства и предпринимательства.

Контрольные вопросы:

1. В каких формах осуществляется приватизация и чем определяется выбор формы?

2. В чем проявляется государственное предпринимательство?

3. Что представляют собой квазирынки?

4. В каких сферах могут быть организованы ГЧП?

5. Почему частный сектор заинтересован в ГЧП?

6. Что такое концессия?

7. Что такое франчайзинг?

Цель практического занятия - состоит в формировании у студентов представления об основных институтах государственного и муниципального сектора, особенностях государственного предпринимательства, уяснении понятий приватизация, разгосударствление, ГЧП и его формы.

Вопросы для обсуждения

1. Современные естественные монополии – проблемы эффективности.

2. Возможности изменения количества и размеров государственных компаний и корпораций: плюсы и минусы.

3. Государственно-частное партнерство в современных условиях.

Реферативные доклады

1.Организация управления муниципальным заказом.

2.Роль малого бизнеса в развитии муниципального сектора экономики.

3. Институциональное развитие ГЧП в России

Ключевые понятия:

Приватизация, смена собственника, аренда, контрактация, ваучерные системы, блочный контракт, квазирынок, частные предприятия, государственные некоммерческие организации (учреждения), концессия, государственно-частное партнерство.

Тестовые задания

1. Институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности – это: a. государственно-частное партнерство; b. концессия; c. контрактация; d. блочный контракт.
2. Предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами – это: a. частное предприятие; b. государственное предприятие; c. предприятие с государственным участием; d. смешанное предприятие (с государственным капиталом).
3. Тип контракта, в котором цена предварительно определена и не зависит от фактических издержек производства – это: a. контракт с фиксированной ценой; b. контракт типа «издержки плюс прибыль»; c. контракт типа «издержки в расчете на услугу»; d. блочный контракт.
4. Заключение договора (контракта) на поставку и получение чего-либо в определенные сроки и на определенных условиях – это: a. контрактация; b. блочный контракт; c. контракт типа «издержки и объем».
5. Договор, согласно которому частной фирме передается ответственность не только за управление бизнесом, но и его финансирование это: a. концессия; b. контрактация; c. блочный контракт; d. аренда.
6. Формирование рыночных отношений в сфере, в которой естественное развитие рынка по тем или иным причинам невозможно, с целью повышения общей эффективности производства товаров за счет конкуренции между участниками рыночных отношений это квазирынок
7. Что из перечисленного не является формой коммерческой организацией: a. казенное предприятие; b. акционерное общество; c. автономное учреждение; d. государственное унитарное предприятие.
8. Что из перечисленного не является формой некоммерческой организации: a. потребительский кооператив; b. производственный кооператив; c. автономное учреждение; d. ассоциация.
9. Казенные предприятия это: a. разновидность государственных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления; b. разновидность государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения; c. нет правильного ответа.
10. Государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения создается: a. по решению уполномоченного государственного органа; b. на базе государственного имущества; c. в результате приватизации действующего казенного предприятия; d. нет правильного ответа.
11. Некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера это: a. учреждение; b. ассоциация; c. потребительский кооператив; d. фонд; e. предприятие.
12. Некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения полномочий органов государственной власти в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах это: a. бюджетное учреждение; b. автономное учреждение; c. казенное учреждение; d. нет правильного ответа.
13. Не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах это: a. бюджетное учреждение; b. автономное учреждение; c. казенное учреждение; d. нет правильного ответа.
14. Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций это: a. государственная компания; b. государственная корпорация; c. государственное бюджетное учреждение; d. государственное унитарное предприятие.
15. Деятельность государственных предприятий на коммерческой или некоммерческой основах по производству товаров и услуг, необходимых для развития национальной экономики это: a. государственное предпринимательство; b. контрактация; c. государственная политика; d. управление государственным сектором экономики.
16. Некоммерческие организации: a. принадлежат общественному сектору экономики; b. в большей степени чем коммерческие склонны использовать изъяны рынка в ущерб потребителю; c. могут выступать конкурентами общественного сектора в зонах изъянов рынка; d. ни один из перечисленных вариантов ответов не является верным.
17. В чем главное отличие коммерческих организаций от некоммерческих: a. в организационных структурах; b. в правоспособности; c. в основной цели деятельности; d. процессе финансирования.
18. Что является западным аналогом российской государственной корпорации? a. социальная корпорация; b. конгломерат; c. концерн; d. трест; e. ассоциация.
19. Примером естественной монополии является: a. компания IBM. b. Книжное издательство «ЭКСМО». c. Сбербанк РФ. d. городские телефонные сети.
20. Ростехнологии это: a. государственная компания; b. государственная корпорация; c. государственное унитарное предприятие; d. государственное бюджетное учреждение.

Рекомендуемая литература:

1. Экономика общественного сектора. Учебник / Г.А.Ахинов, И.Н. Мысляева. М.НИЦ Инфра-М. 2013. https://znanium.com с.29-60;

2. Экономика общественного сектора. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. М. Инфра-М, 2014. с. 38-67.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: