Рецензент
Л.Ж. Караванова, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»
Терещенко В.В.
T Психология дошкольного возраста: практические занятия В.В.Терещенко.– Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2013. –!!! с.
Учебно-методическоепособие предназначено для организации аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Психология дошкольного возраста» по направлению подготовки бакалавров 050400 «Психолого-педагогическое образование». В пособие включены новые данные по психологии дошкольника, ранее не обсуждавшиеся в других изданиях, представлены вопросы и задания для подготовки и проведения дискуссий, контрольно-оценочные материалы по основным разделам, список рекомендуемой основной и дополнительной литературы, темы рефератов, задания для самостоятельной работы в соответствии с перечнем компетенций ФГОС.
УДК
ББК
© Терещенко В.В., 2013
© Издательство СмолГУ, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В становлении профессиональной компетентности будущих специалистов психолого-педагогического профиля важное значение имеет изучение дисциплины «Психология дошкольного возраста», направленная на формирование целостного, системного представления о психологических особенностях развития ребенка в дошкольный период онтогенеза.
Освоение курса «Психология дошкольного возраста» способствует формированию у студентов следующих компетенций:
. – способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;
. – умениеорганизовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития;
. – формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности;
. – готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;
. – готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов.
Материалы пособия ориентируют студентов в подходах к анализу дошкольного возраста, фундаментальных теориях развития личности дошкольника, раскрывают сущность методов исследования формирования психики ребенка. Практические занятия предусматривают освоение студентами инновационных форм обучения: групповые дискуссии, эссе, совместный анализ в творческих группах аудиовизуальных материалов, усиление самостоятельной работы, что позволяет глубоко осмыслить значимые характеристики психического развития дошкольника. Работа студентов с пособием служит формированию способности к анализу теоретических моделей развития, помогает понять закономерности, механизмы, условия развития психики ребенка-дошкольника, стимулирует познавательную активность, самостоятельность, инициативность. Практические занятия включают выполнение студентами реферативных аналитических обзоров теоретико-методологических работ ведущих специалистов, прикладных современных исследований психологии дошкольного возраста. Темы докладов, задачи самостоятельной работы рекомендуется выбирать до практического занятия и согласовывать с преподавателем. Студент может предложить собственную тему, если она отвечает направлениям анализа рассматриваемых проблем. Пособие позволяет реализовать индивидуализацию обучения студентов, имеющих возможность для осознанного выбора своей траектории формирования компетенций. В связи с этим в него включены контрольно-оценочные материалы с рейтинговой оценкой работы студента для текущего и промежуточного контроля знаний.
При разработке практических занятий автор опирался на материалы учебных пособий Б.С.Волкова (2003), В.С.Мухиной (2008),Г.С. Никифорова (2010), Е.О. Смирновой (2003).
.