КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Первичным звеном в системе общественного производства является предприятие. Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящего продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности.
Более сложным по своей структуре хозяйствующим субъектом является фирма
Фирма – это сложная экономическая система, обособленный технико-экономический и социальный комплекс, предназначенный для производства полезных для общества благ с целью получения прибыли. Ею может быть как крупный концерн, так и небольшая компания. Современная фирма включает несколько предприятий. Если фирма состоит из одного предприятия, оба термина совпадают.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителям продукцию. К производственным предприятиям относятся заводы, комбинаты, шахты, порты, дороги, базы и др.
|
|
В момент регистрации предприятия в органах статистики ему присваивается код, который отражает территориальную и отраслевую принадлежность. При отнесении предприятия к той или иной отрасли используются три признака однородности: производимая продукция, используемое сырье, применяемая технология.
Исходя из этого, под отраслью (сферой деятельности) понимается совокупность предприятий, объединенных по признакам однородности производимой продукции, используемого сырья и технологии.
Любое предприятие и фирма характеризуются следующими признаками:
· Организационное единство
· Производственно-техническое единство
· Экономическое единство
· Социальное единство
В условиях рыночной экономики любое предприятие, занимающееся производственной деятельностью, является по существу предпринимателем.
Предприниматель – хозяйственный субъект, функцией которого является реализация нововведений, осуществление новых комбинаций.
Понятие «предприниматель» связано с понятием «предпринимательство».
Предпринимательство – инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан (физических и юридических лиц), направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Субъектами предпринимательства могут быть: граждане РФ, граждане иностранных государств, объединения граждан (коллективные предприниматели)
|
|
Статус Предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.
К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести:
· Самостоятельность и независимость, т.е.любой предприниматель свободен в принятии решения по какому-либо вопросу.
· Хозяйственный риск и ответственность.
· Экономическая заинтересованность, т.е получение прибыли, при этом предприниматель способствует и удовлетворению общественного интереса.
Для формирования предпринимательства необходимы определенные условия:
1. Экономические, т.е.необходимо учитывать предложение товаров и спрос на них, уровень доходов населения, уровень заемных средств для финансирования операций (кредиты).
2. Социальные, т.е.товары должны соответствовать вкусу покупателей, моде, социально-культурной среде (учитываются нравственные и религиозные нормы)
3. Правовые, т.е.берется во внимание наличие законов, создающие благоприятные условия для развития предпринимательства (упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятия, совершенствование налогового законодательства, создание центров поддержки малого предпринимательства)
По виду и назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на
производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др.
Результаты деятельности предприятия во многом определяются средой – как внутренней, так и внешней.
Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность и целесообразность работы предприятия – это, прежде всего, потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государство и конкуренты.
Внутренняя среда предприятия – это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция.
Предприятие различаются между собой по многим характеристикам. Основными признаками классификации предприятий по группам являются:
· Мощность производственного потенциала (размер предприятия)
· Отраслевая и предметная специализация
· Структура производства
Группировка предприятий по мощности производственного потенциала (размера предприятия) получила наиболее широкое распространение. Все предприятия делятся на малые, средние и крупные. При отнесении предприятий к одной из групп используются следующие показатели:
1. Численность работающих
2. Стоимостной объем выпуска продукции
3. стоимость основных производственных фондов
Но одной из главных считается отраслевая специализация. В зависимости от этого предприятия различаются на:
· Сельскохозяйственные предприятия (земледелие и животноводство)
· Промышленные предприятия по добыче сырья, производству материалов, изготовления машин и инструментов, выпуску продуктов питания, одежды и обуви и т.д.
· Предприятия строительной индустрии, транспорта.
Крупные отрасли народного хозяйства делятся на более мелкие, специализированные.
Например: промышленность, которая делится на 2 большие группы специализированных отраслей – добывающую и перерабатывающую. В свою очередь, добывающая подразделяется на добычу железной руду, добычу угля, цветных металлов и т.д. А перерабатывающая промышленность подразделяется на отрасли тяжелой и легкой промышленности. В свою очередь легкая промышленность включает пищевую, одежно-обувную и др. промышленности.
В с/х: земледелие (зерновое хозяйство, овощеводство, садоводство и виноградорство) и животноводство (скотоводство, птицеводство, пчеловодство).
|
|
Но на практике в настоящее время все реже встречаются предприятия, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство из них имеют межотраслевую структуру. В связи с этим по структуре производства предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные и комбинированные.
Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства (например: производство чугуна, выработка электроэнергии, производство зерна и т.д.)
К многопрофильным/дивесрифицированным относят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения (в с\х – на выращивании зерна, овощей, откорме скота, производстве кормов и т.п.)
С усилением конкуренции узкоспециализированные выходят за рамки прежней специализации, резко расширяют ассортимент продукции и услуг, захватывают новые рынки сбыта, становятся межотраслевыми - диверсифицированными предприятиями. Они могут одновременно заниматься выпуском различной промышленной продукции, строительством, транспортными и коммерческими операциями.
Диверсификация – это проникновение крупных компаний (фирм) в другие отрасли, не находящиеся в прямой производственной или функциональной связи с их отраслью.
Диверсификация является современной формой концентрации производства и образования крупных фирм. Исторически процессу диверсификации предшествовало:
1. Горизонтальная интеграция – увеличение значения крупных фирм внутри отрасли, сосредоточение в их руках все большей доли производства в отрасли (такая интеграция характерна для начала 20 века)
2. Вертикальная интеграция – проникновение крупных фирм в другие отрасли, являющиеся по отношению к их основной отрасли последовательными ступенями производства (с20гг. 20 века)
Комбинированные предприятия чаще всего встречаются в химической, текстильной, металлургической промышленности, в с/х. Суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно и последовательно в другой, а затем и в третий вид.
|
|