Система косвенных налогов и отчислений, их сущность и порядок исчисления и уплаты

Налог на добавленную стоимость. Основным и наибольшим по объему платежей в составе косвенных налогов является налог на добавленную стоимость. Его поступления составляют около четвертой части всех доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Высокая продуктивность этого налога связана с тем, что он охватывает широкий диапазон товаров и услуг, не зависит от финансовых результатов предпринимательства и обеспечивает стабильный поток денежных поступлений в бюджет. Его размеры обусловлены лишь объемами реализации продукции (работ, услуг), ценами и ставками платежа. Даже в условиях высокой инфляции этот налог позволяет успешно формировать государственный бюджет. Именно, надежность и стабильность НДС способствовали его преимущественному применению в странах с ограниченной базой прямого подоходного налогообложения, к числу которых относится и Республика Беларусь.

Не менее важным качеством НДС, является его нейтральность. НДС включается как надбавка в цену товара и после его реализации поступает в государственный бюджет. По определению он не влияет на финансовый результат бизнеса и тем самым стимулирует рост накоплений и расширение производства. Государство через систему ставок и льгот использует его для регулирования потребительского рынка, сбалансирования спроса и предложения на отдельные группы товаров и услуг.

Преимущество НДС перед другими косвенными налогами состоит также в том, что он непосредственно не ощущается потребителем товара, так как его сбор и перечисление в бюджет перекладывается на продавца.

Налог на добавленную стоимость, выступая ценообразующим фактором, способен оказывать значительное влияние на конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке. Поэтому его унификации в рамках экономических союзов придается особое значение в деле выравнивания условий хозяйствования для предпринимателей разных стран. Одним из обязательных условий для вступления стран в ЕС является использование единой модели организации НДС. Этот налог служит базой для исчисления странами обязательных отчислений в общий бюджет сообщества.

Общепринятый в мировой практике зачетный (инвойсный) метод исчисления НДС. Его суть состоит в том, что налог взимается только с той части стоимости товара, работы или услуги, которая добавляется предприятием к стоимости закупленных им производственных ресурсов (сырья, материалов, комплектующих и т. д.). Налог, подлежащий взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, работы и услуги, и суммами налога по оплаченным материальным ресурсам, работам, услугам, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Эффективность зачетного метода выражается в том, что он практически не дает возможности уклониться от уплаты налога и обеспечивает полное поступление причитающихся бюджету сумм. Поэтому предоставление льгот по уплате налога некоторым категориям налогоплательщиков не наносит ощутимого ущерба доходам государственного бюджета.

В мировой практике существует два принципа исчисления и уплаты НДС:

• принцип страны происхождения товара (работы, услуги), когда налог удерживается у экспортера и освобождается от налогообложения импортер;

• принцип страны назначения, когда, наоборот, освобождается от налогообложения экспорт (применяется нулевая ставка налога) и облагается импорт.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

• юридические лица Республики Беларусь;

• иностранные юридические лица и международные организации;

• филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет;

• индивидуальные предприниматели при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

— выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца превысила в совокупности 40 000 евро;

— индивидуальные предприниматели осуществляют выделение налога в расчетных и первичных учетных документах, применяемых при реализации товаров (работ, услуг) организациям и индивидуальным предпринимателям — плательщикам налога.

Объектом налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь. В них также включаются:

• обороты по реализации товаров (работ, услуг) своим работникам, в том числе обороты по реализации в порядке натуральной оплаты труда;

• обороты по обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами на объекты интеллектуальной собственности;

• обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг);

• обороты по реализации услуг по сдаче объекта в аренду за вычетом контрактной стоимости объекта аренды;

• обороты по реализации товаров (работ, услуг) за пределы Республики Беларусь.

Для целей налогообложения в обороты по реализации включаются также недостача, хищение и порча товаров сверх норм естественной убыли; продажа, обмен и прочее выбытие основных средств, нематериальных активов, не установленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства; обороты по реализации услуг по изготовлению товаров из давальческого сырья.

Налоговые ставки, установленные законодательством, дифференцированы следующим образом:

ноль (0) процентов — при реализации:

• экспортируемых товаров;

• работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;

• экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ, по производству товаров из давальческого сырья.

Применение нулевой ставки означает полное освобождение от налога реализации товаров (работ, услуг) путем вычета (зачета, возмещения) сумм налога, уплаченных при приобретении сырья, материалов, топлива, электрической или иной энергии, комплектующих изделий и полуфабрикатов и иных товаров (работ, услуг), использованных для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по нулевой ставке;

десять (10) процентов — при реализации:

• производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (кроме цветов, декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства. Работы и услуги по доработке этой продукции до требуемого качества также облагаются по ставке 10%;

• организациями продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, утвержденным Президентом Республики Беларусь.

двадцать (20) процентов — стандартная ставка налога применяется

а) при реализации прочих товаров (работ, услуг), а также по суммам вознаграждений, сборов и других аналогичных платежей, полученных по договорам поручения, комиссии или консигнации;

б) при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

При реализации товаров по регулируемым розничным ценам, включившим в себя величину налога, используются ставки 9,09% и 16,67%. Аналогичные ставки применяются при расчете налога на добавленную стоимость по полученным штрафным санкциям.

Налогоплательщикам предоставляется ряд льгот по налогу на добавленную стоимость в виде полного освобождения от налогообложения оборотов по реализации на территории Республики Беларусь:

• лекарственных средств, а также медицинской техники, приборов и оборудования, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, в том числе ввезенных из-за пределов Республики Беларусь; по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

• медицинских (ветеринарных) услуг, по перечню таких услуг, определенному постановлением Совета Министров Республики Беларусь,

• услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;

• в кружках, секциях и студиях, музыкальных и спортивных школах;

• услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, по обучению детей и подростков;

• продуктов питания, произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения;

• услуг в сфере образования, связанных с учебным, учебно-производственным и воспитательным процессом, оказываемых организацией, аккредитованной (аттестованной) в общеустановленном порядке в качестве учебного заведения системы образования и фиксируемым из республиканского либо местных бюджетов,

• услуг в сфере культуры и искусства (в том числе реализация билетов и абонементов на театрально-зрелищные, культурно-просветительные мероприятия) по перечню таких услуг, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь, а также ритуальных и религиозных услуг;

• жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг (включая плату за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями), оказываемых физическим лицам, в том числе через соответствующие организации;

• услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), а также речным, железнодорожным и автомобильным транспортом в пригородном сообщении;

• изделий народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных);

• товаров (работ, услуг) собственного производства (за исключением подакцизных товаров, брокерских и иных посреднических услуг) теми плательщиками, в которых численность инвалидов составляет не менее 50% от средне списочной численности промышленно-производственного персонала;

• услуг связи, оказываемых физическим лицам, а также услуг физическим лицам по доставке газет и журналов по подписке;

• услуг адвокатов и юридических консультации по оказанию юридической помощи физическим лицам;

• научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь;

• прочих видов товаров и услуг в соответствии с действующим законодательством.

Порядок исчисления налога. Налог на добавленную стоимость, подлежащий перечислению в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяца) нарастающим итогом с начала года:

- при реализации продукции (товаров, работ, услуг)

НДС = В * Ст% / (100% + Ст%);

- при формировании отпускной цены продукции (товаров, работ, услуг)

НДС = Цена (без НДС)* Ст% / 100%.

Уплата НДС производится на основании налоговой декларации, представляемой налогоплательщиком в налоговые органы до 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Налоговая декларация представляется налогоплательщиками независимо от того, имеются ли у них обязательства по уплате налога за соответствующий налоговый период или нет.

Уплата налога производится нарастающим итогом с начала года, по окончании каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При больших суммах платежа установлены дополнительные промежуточные сроки уплаты НДС.

Акцизы относятся к разряду косвенных налогов, включаемых в отпускную цену товаров не первой необходимости как надбавка к цене. В доходах консолидированного бюджета Республики Беларусь их поступления составляют около 7%.

В отличие от НДС, взимаемого при каждом обороте и распространяющего налоговую нагрузку на промежуточных потребителей товаров, акциз взыскивается один раз и полностью ложится на конечного покупателя.

Плательщики:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- физические лица, на которых возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенныю территорию Республики Беларусь.

Акцизами облагаются следующие товары (продукция}:

• спирт этиловый технический;

• спиртосодержащие растворы;

• алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вина и иная алкогольная продукция, за исключением коньячного спирта и виноматерналов);

• пиво и слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта 2-7%;

• табачная продукция;

• нефть сырая;

• газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный, используемые в качестве автомобильного топлива;

• автомобильные бензины; дизельное топливо; иное топливо, используемое в качестве автомобильного; масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

ювелирные изделия;

• микроавтобусы и автомобили легковые, за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов.

Льготы по акцизам распространяются на спиртосодержащее сырье, в основном используемое для производства лекарств и косметических препаратов; сырую нефть, ввозимую на территорию Республики Беларусь (как при ее ввозе, так и при реализации), а также добываемую в республике нефть и поставляемую на переработку.

Не облагаются акцизным налогом и подакцизные товары, вывозимые за пределы Республики Беларусь в государства, в торговых отношениях с которыми осуществляется взимание акцизов по принципу страны назначения.

Объектами обложения акцизами являются:

• по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь

объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении илиттаможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление;

по произведенным подакцизным товарам - объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении или стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов.

Виды ставок акцизов:

  1. твердые или специфические - устанавливаются в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (напр. 2 евро за тонну, 3 евро за 1 см3 двигателя);
  2. адвалорные – устанавливаются в % от стоимости товара (например 10%).

Датой фактической реализации подакцизных товаров признается день отгрузки подакцизных товаров и предъявления покупателю расчетных документов или день зачисления денежных средств от покупателя на счет налогоплательщика. В случае реализации подакцизных товаров за наличные денежные средства — день поступления указанных денежных средств в кассу налогоплательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки подакцизных товаров.

По подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья, датой реализации признается дата отгрузки подакцизных товаров в соответствии с оформленными документами по распоряжению собственника этих товаров.

Сумма акцизов определяется плательщиками самостоятельно. В расчетных документах (платежных инструкциях) сумма акцизов указывается отдельной строкой.

Порядок расчета:

А) при реализации производителем произведенной им подакцизной продукции, если ставка адвалорная:

А = (В – НДС)* Ст% / 100%;

Б) при формировании производителем отпускной цены, если ставка адвалорная:

А = (С + Пр) * Ст% / (100 – Ст%)

В) при реализации и формировании цены подакцизной продукции, если ставка твердая:

А = Сте * N * Курсе.

Сроки уплаты акцизов, как и НДС, зависят от суммы начисленного налога и могут быть пятидневными, декадными, месячными. Налоговая декларация (расчет) акциза, даже при отсутствии начисленной суммы, должна быть представлена в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, а окончательная сумма платежа внесена в бюджет не позднее 22-го числа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: