Устное представление информации

Значительную часть научных сведений ученые и специалисты получают из устных источников – докладов и сообщений на совещаниях, семинарах, симпозиумах, конференциях и бесед при личных встречах и т. д. Совещание – это форма коллективного контактов ученых и специалистов одного научного направления (области). Состав участников совещания и длительность выступления строго регламентируются.

Коллоквиум – форма коллективных встреч, где, как правило, обмениваются мнениями ученые различных направлений. Все присутствующие являются участниками непринужденной дискуссии. На коллоквиумах официальные докладчики не назначаются.

Симпозиум представляет собой полуофициальную беседу с заранее подготовленными докладами, а также выступлениями экспромтом. Участники симпозиума могут посещать не все доклады, встречаться в кулуарах.

Конференция – самая распространенная форма обмена информации. Одна часть – докладчики, другая – слушатели, могут задавать вопросы и участвовать в прениях. В научных учреждениях и учебных заведениях конференции проводятся систематически. Конференции принимают решения и рекомендации.

Съезды и конгрессы являются высшей, наиболее представительной формой общения и имеют национальный или международный характер. Здесь вырабатывается стратегия в определенной области науки и техники или в ряде смежных областей.

Наиболее ответственная задача во всех выше перечисленных мероприятиях выпадает на долю докладчиков. Выступление с докладом – ответственное научное поручение. Доклад обеспечивает возможность апробирования результатов научного исследования в мнениях других лиц, проверить сделанные выводы через различные оценки специалистов, преодолеть сомнения и разногласия. Особенно полезны в этом смысле выступления слушателей и научные дискуссии.

Публичные выступления с докладами воспитывают привычку не бояться аудитории, умение быстро концентрировать внимание при ответах на вопросы, вести научные дискуссии. Перед выступлением с докладом следует подготовить краткий план изложения и подробный конспект так, чтобы в начале доклада кратко изложить основные вопросы. Во время доклада можно пользоваться записями, чтобы не упустить главного (это придает чувство уверенности, обеспечивает ясность и даже краткость в изложении материала). Однако записи не должны быть слишком подробными, т. к. это затрудняет пользование ими в момент доклада. Хорошая форма записей – карточка, в которой легко найти то, что нужно.

Перед докладом следует подготовить тезисы. Это сжатые, кратко сформулированные основные положения доклада, сообщения и т.д. Тезисы представляют собой развернутые выводы, с вводной поясняющей и обосновывающей частью, а также заключением. Тезисы могут быть краткими или развернутыми, но они всегда отличаются от полного текста доклада, сообщения тем, что в них отсутствуют детали, пояснения, иллюстрации. Отдельные тезисы должны быть связаны между собой логически как звенья одной цепи. Объем тезисов – 60… 125 машинописных строк. Выступление с докладом – это самопроверка, самоконтроль автора через обращение к помощи коллективного разума. При этом очень полезны советы, замечания, сделанные по докладу. Участие в научной дискуссии требует от докладчика и специалиста-слушателя определенного умения, которому необходимо учиться.

Дискуссия – это полезная форма коллективного мышления. Различные точки зрения, высказываемые в дискуссии, способствуют активному мышлению, заставляют тщательно продумывать и обосновывать собственную точку зрения. Более того, между различными мнениями и факторами устанавливается ряд связей, которые без дискуссии могли бы оказаться упущенными. Участие в дискуссии – лучший метод развития навыка критического суждения и обдумывания, где проверяется

качество накопленных человеком знаний. Дискуссия – это хорошая тренировка в публичных выступлениях.

Форма участия в дискуссии могут быть различными. Например, слушать и записывать. Это не просто внимание, а самостоятельное мышление, так как запись требует личной оценки высказываемых мыслей. Записывать в момент дискуссии трудно, ибо высказываемые мысли не так систематичны, т. к. у их автора не было достаточно времени для строгого логического построения своего выступления. Записывать следует резюме, выводы, а также меткие слова, выражения, образные сравнения и примеры, которые впоследствии позволяют восстановить в памяти атмосферу дискуссии, помогут вспомнить содержание. Записи удобнее вести на карточках, так как это облегчает обработку материала после дискуссии.

Формой участия в дискуссиях является и постановка вопросов с целью уточнения неясных моментов или получения дополнительной информации. Самая активная форма участия в дискуссии – это высказывание своего мнения, которое должно быть достаточно обоснованным. Этика поведения во время дискуссии может быть кратко определена так: поиск истины, а не победа над противником, ибо последний может оказаться правым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: