Принцип систематичности

Он требует соблюдения преемственности в изучении отдельных тем и учебных дисциплин, обеспечения логических связей между усвоением способов действий и знаний, между формами и методами обучения и формами и мето одами контроля (самоконтроля) за учебно-познавательной деятельностью учащихся, предусматривает непрерывный переход от низшего к высшему степени преподавания и учения При таком условии учащиеся усваивают больший объем учебного материала со значительной экономией времяу.

Этот принцип реализуется в различных формах планирования (порядок изучения отдельных вопросов темы, последовательность теоретических и лабораторных работ)

Требования, вытекающие из принципа систематичности и последовательности, такие:

- устанавливать межпредметные связи и соотношения между понятиями при изучении темы, учебного предмета;

- использовать логические операции анализа и синтеза;

- обеспечивать последовательность этапов усвоения знаний;

- осуществлять планомерное порядок обучения;

- постепенно дифференцировать и конкретизировать общие положения;

- распределять учебный материал на логически завершенные фрагменты, устанавливая порядок и методику их обработки;

- определять смысловые центры каждой темы, выделять основные понятия, идеи, устанавливать связи между ними, структуру ваты материал урока;

- раскрывать внешние и внутренние связи между теориями, законами и фактами, использовать межпредметные связи;

- определять нового материала в структуре темы или раздела

3. Проблемы возрастной периодизации

Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

озраст существует одновременно как абсолютное, количественное, понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: