1. Психология ранней юности
Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. В возрастной психологии старший школьный, или ранний юношеский, возраст характеризуют как начальную стадию физической зрелости и одновременно стадию завершения полового развития. Юность рассматривается также как завершающий этап созревания и формирования личности. Это своеобразная и очень важная для будущей жизни пора взросления. Личностно-значимой деятельностью становится учебно-профессиональная, благодаря которой у юношей и девушек развиваются потребность в труде, профессиональные интересы, формируются элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы.
Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”. Новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Вот почему старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.
|
|
В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, экзальтация сменяется депрессией. Они осознаются не как результат внешних воздействий, а как состояние “Я”. Очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. Старший школьник может быть уже способен к глубоким “взрослым” переживаниям, серьезным и устойчивые чувствам. При переходе к юности улучшается коммуникативность, появляются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль.
Юноши и девушки порой одержимы стремлением найти свое второе “Я”. Поиски друга, объекта любви добавляют немало волнений и переживаний в этом возрасте.
Меняются взаимоотношения со взрослыми. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.
Круг общения сужается, важно общение с лучшим другом, подругой как необходимость «излить душу». Такое общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии.
Как отмечают исследователи, в этом возрасте, особенно у девочек, усиливается потребность в смешанной дружбе, появляются первые серьезные увлечения, первая любовь, первые глубокие чувства.
Одним из существенных моментов в этом возрасте становится формирование чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а именно мужской и женской. Важнейшим фактором формирования мужского и женского взросления является семья как источник родительского примера для подражания и влияния со стороны братьев и сестер.
|
|
Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенностью, резкой сменой настроения, тревожностью и т.п.).
Период ранней юности характеризуется наличием кризиса, суть которого состоит в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Кризис возникает на границе школьной жизни и нового этапа – взрослости, его связывают со вступлением в самостоятельную жизнь. Психоактивные вещества (алкоголь и наркотики) в этот период могут быть использованы как один из способов приспособления к окружающему миру, снимая повышенную тревожность и неудовлетворенность.
2. Содержание, цели и средства общения
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.
Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т. п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.
Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого животного существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.
Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Информация может передаваться и приниматься различными способами: телесными контактами (касание тела руками и т.п.); на расстоянии, с помощью органов чувств (наблюдение за деятельностью другого человека, восприятие звуковых сигналов). Вместе с тем человек изобрел и усовершенствовал такие способы, как язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных формах (тексты, схемы, рисунки), технические средства передачи и приема информации (радио, телевидение, механическая, электронная, лазерная и другие формы записи). В зависимости от средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, что определяет его типологию. С помощью естественных органов человека (рука, голова, туловище, голосовые связки и т.п.) осуществляется непосредственное общение. При опосредованном общении используются специальные средства. Это могут быть как природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и др.), так и культурные (знаковые системы, печать, радио, телевидение и др.). Прямое общение осуществляется при личных контактах, непосредственном восприятии людьми друг друга, когда они видят, слышат, эмоционально чувствуют собеседника, реагируют на его определенные действия. Косвенное общение предполагает участие посредников, которыми могут выступать другие люди. Например, при передаче распоряжений руководителем фирмы через менеджера ее структурного подразделения.
|
|
3. Предмет и задачи истории психологии
Предмет истории психологии – изучение становления представления о психической реальности на разных этапах развития научного знания. История психологии имеет свой, отличный от предмета психологии предмет изучения. Предмет ИП-те представления о психике, которые существовали на разных этапах развития человечества.
Из предмета ИП вытекает ряд задач:
1.изучить закономерности развития знаний о психике;
2.рассмотрение взаимосвязей психологии с другими науками,прежде всего с философией и естествознанием;
3.выявление зависимости психологических знаний от социокультурного контекста;
4.изучение роли личности в развитии психологической науки.
1. Анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике с точки зрения научного, а не житейского или религиозного подхода в изучении эволюции представлений о психике человека.
2. Анализ и понимание междисциплинарных связей между историей психологии и другими науками, раскрытие тех взаимосвязей, от которых зависят достижения психологии.
3. Выяснение зависимости зарождения и восприятия знаний от социальных, культурных и идеологических влияний на научное творчество.
4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.