Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности

1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

6) принятие решений о развитии застроенных территорий;

7) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

8) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.

2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов;

3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий;

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях;

6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов.

3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;

3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов;

4) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;

6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов;

7) принятие решений о развитии застроенных территорий;

8) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

9) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов.

42. Перечислите задачи территориального планирования на муниципальном уровне.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и других факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур с учетом интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов РФ, населения муниципальных образований.

Документы территориального планирования подразделяются на:

1) документы территориального планирования РФ;

2) документы территориального планирования субъектов РФ;

3) документы территориального планирования муниципальных образований.

К документам территориального планирования муниципальных образований (см. таб. 5.1) относятся:

1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

2) генеральные планы поселений;

3) генеральные планы городских округов.

Состав документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований определен Градостроительным кодексом РФ. В табл. 2 приведено содержание схемы территориального планирования муниципального района, генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов.

43. В чем заключается связь территориального планирования и планов социально-экономического развития муниципального образования?

Основная цель муниципального управления – повышение качества и уровня жизни населения муниципального образования, в связи с чем, перед органами местного самоуправления стоит двуединая задача: управление текущими делами для достижения оперативных целей и управление развитием муниципального образования для достижения стратегических целей. Решению этой двуединой задачи способствует применение технологии управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования, включающей разработку и реализацию концепции (программы, плана) социально-экономического развития муниципального образования.

Федеральным законом № 131-ФЗ в п. 6 ст. 17 за органами местного самоуправления закреплены полномочия по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Разработка программ осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 «Об Основных положениях региональной политики в РФ», в котором основная задача органов местного самоуправления определена как обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижение тем самым политической и социальной стабильности в регионе посредством взаимосогласованных действий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В основу программы должен быть положен принцип дополнительности, предусматривающий возложение органами государственной власти на органы местного самоуправления такого количества полномочий, которое они в состоянии выполнить.

Разработке программы предшествует проведение анализа социально-экономической ситуации внутренней (выявление потенциала муниципального образования: ресурсы, возможности, потребности, перспективы социально-экономического развития) и внешней среды муниципального образования (социально-экономическая ситуация в стране, регионе, других муниципальных, состояние нормативно-правовой базы, принципы и приоритеты социально-экономического развития и др.). Одним из важных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие муниципальных образований, является характер и направления социально-экономического развития страны в целом.

Структура концепции, как правило, содержит следующие разделы: оценка исходной социально-экономической ситуации, стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития, основные направления реализации стратегических целей, подпрограммы, механизмы достижения поставленных целей.

На основе концепции разрабатывается комплексная программа (план) социально-экономического развития муниципального образования. Это плановый документ, отражающий совокупность мероприятий, направленных на реализацию целей социально-экономического развития муниципального образования. Программа позволяет обозначить исполнителей (органы местного самоуправления и их структурные подразделения, различные учреждения и т.п.), ресурсы (материальные, технические, кадровые) и соотнести их в рамках достижения поставленной цели. В целом разработка и реализация концепции и программы основано на научном подходе и анализе реальной социально-экономической ситуации, определении потенциалов и разработке перспектив развития муниципального образования. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования предполагает увеличение объема и повышение качества предоставляемых муниципальных услуг.

44. Охарактеризуйте взаимодействие органов местного самоуправления с государственными и региональными органами власти в части территориального планирования.

Взаимоотношения между государственными органами и органами местного самоуправления строятся на следующих принципах:

а) принцип единства целей и задач в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в реализации общегосударственных интересов;

б) принцип всесторонней государственной поддержки осуществления и развития местного самоуправления;

в) принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления;

г) принцип самостоятельности осуществления своих полномочий в области местного самоуправления населением, органами и должностными лицами муниципальных образований;

д) принцип невмешательства органов государственной власти в компетенцию органов местного самоуправления;

е) принцип солидарности, взаимодействия и сотрудничества при обеспечении прав и свобод человека и гражданина; при реализации общегосударственных интересов;

ж) принцип субсидиарности при осуществлении органами местного самоуправления минимальных государственных социальных стандартов и переданных им отдельных государственных полномочий;

з) принцип взаимной гласности и информированности;

и) принцип взаимного контроля;

к) принцип разрешения коллизий путем согласительных процедур либо обжалования в судебном порядке;

л) принцип взаимной ответственности[49];

м) принцип законности (принцип детальной правовой регламентации общественных отношений, возникающих в процессе взаимодействия органов государственного и муниципального управления);

н) принцип гласности;

о) принцип целесообразности и соблюдения общегосударственных интересов;

п) принцип равноправия муниципальных образований (создание режима равных правовых, организационных и финансово-экономических возможностей);

р) принцип недопустимости ущемления интересов других муниципальных образований;

с) принцип обеспеченности ресурсами при реализации собственных функций и отдельных переданных государственных полномочий.

Данные принципы при применении их в совокупности призваны способствовать эффективной реализации государственной политики в области местного самоуправления и развитию демократических основ государства.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:

1) определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации;

2) правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;

3) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

4) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления в целом аналогичны полномочиям федеральных органов государственной власти, в частности, к ним относятся:

а) правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных федеральным законом;

б) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

в) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

г) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации.

  1. Какие функции выполняет местное самоуправление в современном обществе? В чем их специфика?

Структуру общества составляют:

*Государство + *Бизнес + *Общественные организации

Их основные функции соответственно:

*Властные *Хозяйственные *Самоорганизация граждан

При этом государство может выполнять хозяйственные функции, но самоорганизация граждан – не его обязанность, общественные организации могут выполнять частично хозяйственные функции.

Только лишь МСУ обладает всеми функциями: властными, хозяйственными и по самоорганизации граждан. Таким набором функций не обладает ни один сектор общества.

  1. Задачи местного самоуправления в управлении развитием территории?

Задачами является:

1. Повышение оперативности, качества и надёжности функционирования органов управления территорией за счёт создания дополнительного эффективного контура управления территорией, основанного на единой интегрированной базе данных, содержащей непротиворечивую информацию, циркулирующую в контуре управления территорией и взаимосвязанных персонифицированных автоматизированных рабочих местах должностных лиц органов управления территорией, функционирующих в режиме реального времени.

2. Обеспечить информационный обмен с другими средствами автоматизации сбора, обработки и передачи информации, определяющей эффективное управление территорией.

3. Дать оценку управленческих воздействий и накопление опыта их реализации в течении заданного периода управления в условиях цикличности процессов управления территориями.

4. Осуществить реализацию прав граждан, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений на свободный доступ к открытой информации по вопросам входящим в сферы и в пределы компетенции деятельности органов управления территорией и получение определённых услуг.

  1. Какие вопросы входят в компетенцию органов местного самоуправления?

В статье 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяется круг общественных отношений в области местного самоуправления, которые регулируются федеральными нормативно-правовыми актами. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся: -

1.определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых данным Федеральным законом; -

2.правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления; -

3.правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения; -

4.правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном данным Федеральным законом.

  1. Какие вопросы входят в компетенцию государственной власти?

В статье 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обозначены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации: -

1.правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и в порядке, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; -

2.правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и в порядке, установленных федеральными законами; -

3.правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; -

4.правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

  1. Охарактеризуйте основные организационные формы осуществления местного самоуправления, приняты в РФ.

Формы осуществления местного самоуправления делятся на прямые и представительные.

1.Формы прямого волеизъявления граждан (непосредственной демократии):

а ) Местный референдум – это голосование граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения (устав муниципального образования, изменение границ муниципального образования, структура муниципальных органов, программы развития территории).

Решение о проведении местного референдума должно приниматься представительным органом местного самоуправления как по собственной инициативе, так и по требованию населения. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить референдум, если в документах и при сборе подписей не были нарушены законы и устав муниципального образования.

б) Муниципальные выборы – демократический способ формирования органов местного самоуправления. Так избираются депутаты представительного органа местного самоуправления. В большинстве субъектов РФ непосредственно населением избираются также главы местного самоуправления, хотя они могут и избираются представительными органами муниципалитета.

в) Народная правотворческая инициатива – право граждан муниципального образования разработать проект нормативного правового акта по вопросам местного значения и внести его на рассмотрение в органы местного самоуправления. Последние обязаны рассмотреть такой проект на открытом заседании с участием представителей населения и официально опубликовать результаты рассмотрения.

г) Территориальное общественное самоуправление представляет собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (на территориях микрорайонов, кварталов, улиц и др.).

2. Формы представительной демократии (органов местного самоуправления):

а) Представительные органы местного самоуправления – собрания представителей местного населения. Они избираются непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования. Этот орган может иметь различные названия, определяемые в уставе муниципального образования, - дума, совет, муниципальное собрание и т.п.

б ) Глава муниципального образования – выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Обычно глава муниципального образования руководит местной администрацией, но может быть наделен и правом председательствовать на заседаниях представительного органа. Он избирается непосредственно населением или представительным органом МСУ.

в) Администрация муниципального образования осуществляет управленческую деятельность и объединяет специализированные исполнительные органы – комитеты, департаменты, отделы, управления. Администрация работает под руководством главы муниципального образования либо главы местной администрации и в соответствии с местным законодательством.

  1. Как вы понимаете выражение «всеобщее, равное и прямое избирательное право»?

В современной России выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, что полностью соответствует междуна­родным демократическим стандартам. Правом избирать обладает каж­дый гражданин, достигший 18-летнего возраста, за исключением тех, кто признан судом недееспособным, и тех, кто содержится в местах лишения свободы по приговору суда. Каждый свободен участвовать или не участвовать в выборах, обязательность участия в них не уста­навливается. Согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 32) и ее избиратель­ного законодательства, право избирать и быть избранным имеет каж­дый гражданин РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к об­щественным объединениям, а также других обстоятельств.

Избирательное законодательство РФ устанавливает только два ценза — возрастной и ценз оседлости. Первый, как и в большинстве стран мира, связан с достижением гражданского совершеннолетия. При реализации пассивного избирательного права гражданин должен достичь определенного возраста, установленного Конституцией РФ, конституциями ее субъектов и иными законами: 35 лет для избрания Президентом РФ; 21 года — для избрания депутатом Государственной Думы. Субъекты РФ сами принимают свои избирательные законы, но федеральное законодательство в этом вопросе устанавливает, что ми­нимальный возраст для избрания главой исполнительного органа влас­ти (президента) субъекта Федерации не может превышать 30 лет, а депутатом законодательного органа субъекта Федерации, как и главой органа местного самоуправления — 21 года. Максимальный возраст кандидата не ограничивается. Что касается ценза оседлости, то для избрания Президентом РФ установлен срок постоянного проживания в РФ не менее 10 лет.

Каждый избиратель в РФ обладает лишь одним голосом и участву­ет в выборах на равных основаниях, никто не имеет никаких преиму­ществ и не подвергается каким-либо ограничениям, а избирательные права всех в равной мере охраняются законом. Выборы носят не кос­венный и многоступенчатый, а прямой характер, когда избиратель лично, непосредственно голосует за избираемого. Строго соблюдается тайна голосования, что исключает возможность какого-либо контроля, вмешательства посторонних лиц за актом голосования. Не допускается нумерация избирательных бюллетеней или иное обозначение их при­надлежности, никто не вправе требовать разглашения избирателем ха­рактера его волеизъявления при голосовании или пытаться установить, кому принадлежит использованный бюллетень. Свободный и добро­вольный характер волеизъявления избирателей обеспечивается не только тем, что закон не устанавливает обязательности участия в голо­совании, но и запретом предвыборной агитации за сутки до дня голо­сования и в день голосования, в помещениях для голосования. За три дня до голосования (включая день голосования) запрещается публика­ция итогов опросов общественного мнения, прогнозов результатов вы­боров и иных материалов, касающихся выборов.

  1. В чем сходство и различие между сходом и собранием граждан?

Сходы граждан

В МО (с числом жителей, как правило, менее 100 человек) может не создаваться представительный орган МСУ, а его функции выполняет сход граждан.

Сход созывается главой МО или по инициативе 10 жителей. Сход правомочен при участии более 50 % жителей поселения, обладающих избирательным правом. Решение считается принятым, если за него проголосовало более 50%. Решение подлежит обнародованию.

Собрания (конференции) граждан

Цель - для обсуждения ВМЗ, информирования населения о деятельности ОМСУ и ДЛ. Проводится по инициативе граждан или ОМСУ или ДЛ.

Назначает представительный ОМСУ тили глава МО.

На собрании принимается обращение к органам МСУ, избираются лица, уполномоченные представлять собрание граждан.

Обращение подлежит обязательному рассмотрению ОМСУ или ДЛ, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

Собрание может проводиться в форме конференции - собрании делегатов, избранных жителями для участия в конференции.

Порядок назначения и проведения собраний (конференций) определяется Уставом МО, другими НПА, Уставом ТОС.

  1. В чем сходство и отличие между опросом граждан и местным референдумом?

Местный референдум является высшей формой народовластия на муниципальном уровне, при котором население непосредственно решает важнейшие ВМЗ.

Решения референдума не подлежат утверждению каким бы то ни было органом.

Они обязательны к исполнению на территории МО. Могут быть отменены лишь другим референдумом.

В случае, если решения референдума противоречат законодательству, они могут быть опротестованы прокуратурой или оспорены в судебном порядке.

Решение о проведении референдума могут принять:

- представительный ОМСУ по собственной инициативе, по инициативе граждан, избирательных объединений;

- глава МО.

Проведение референдума регламентируется федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с указанным законом законами субъектов РФ.

Право на участие в местном референдуме имеют жители МО, обладающие избирательным правом.

МР проводится на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Итоги МР подлежат опубликованию (обнародованию). Органы МСУ обеспечивают исполнение решений МР в соответствии с их полномочиями.

Практика показывает, что МР не проводятся. Причиной этого являются затратность проведения референдумов при отсутствии бюджетных средств в МО.

Опросы населения

Опрос проводится на всей территории или на части территории МО.

Цель опроса - выявление мнения населения и его учета при принятии решения органами МСУ или должностными лицами.

Обычно используется не сплошной метод опроса, а репрезентативная выборка, дающая достаточную точность при опросе представителей групп населения.

Существуют определенные технологии опроса в виде письменного опроса, анкетирования и др.

В опросе участвуют граждане, обладающие избирательным правом.

Опрос назначается представительным ОМСУ. Порядок назначения и проведения опроса устанавливается Уставом МО или НПА представительного ОМСУ.

Проведение опроса финансируется за счет средств МБ или бюджета субъекта РФ, если проводится по его инициативе.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

  1. К какому типу систем относится муниципальное образование?

Социально-экономическая система (СЭС) – это любое социально-экономическое образование, в нашем случае муниципальное, обладающее определенной свободой выбора формы деятельности и представляющее собой единую организационную структуру, элементы которой взаимосвязаны и совместно функционируют для достижения общей цели.

  1. Каковы основные признаки и свойства муниципального образования как системы?

Основными свойствами и признаками муниципального образования как социально-экономической системы являются:

- целостность - тесная взаимозависимость между подсистемами и элементами муниципального образования, требующая четкой координации действий и функций управления;

- коммуникативность – это тесная связь системы и внешней среды, обеспечивающая режим интенсивного обмена между ними;

- устойчивость - способность системы функционировать в автономном режиме, защищающих ее от вероятностных ошибочных режимов окружающей среды,а также способность приспособляться к внешним условиям, адаптированность системы.;

- Самоорганизация – заключается в том,что люди для достижения общих целей должны договариваться м/у собой и способны ограничить свои частные интересы во имя достижения системы или общих интересов. Самоорганизация муниципального образования проявляется в формах прямого волеизъявления граждан (например, на референдуме, решения которого обязательны для всех), а также в деятельности органов местного самоуправления, наделенных необходимыми полномочиями от имени населения.

- слабая структурированность -Это означает, что состав подсистем и элементов муниципального образования, а также взаимосвязи между ними характеризуются известной долей неопределенности.

  1. Какие подсистемы образуют материально-вещественную структуру муниципального образования? Как они связаны между собой?

В материально-вещественном аспекте содержания муниципального образования (рис. 2.1.2) можно выделить следующие главные подсистемы:

1. градообразующая сфера;

2. градообслуживающая сфера или муниципальное хозяйство;

3. социальная сфера;

4. население;

5. территория.

Градообразующая, градообслуживающая и социальная сферы в совокупности образуют экономический базис территории.

Под градообразующими понимают предприятия и организации, продукция или услуги которых в основном поставляются за пределы муниципального образования. Градообразующие предприятия обеспечивают создание рабочих мест, формируют налоговую базу территории и способствуют привлечению на территорию дополнительных материальных ресурсов.

Градообслуживающая и социальная сферы формируют в совокупности инфраструктуру муниципального образования.

Для предприятий, организаций и объектов муниципального хозяйства и социальной сферы характерно то, что основная часть их продукции и услуг реализуется внутри муниципального образования. Спрос на их продукцию и услуги зависит от численности населения муниципального образования, его возрастного, профессионального и квалификационного состава, степени развития градообразующей сферы. Предприятия градообслуживающей сферы обеспечивают содержание жилищно-коммунальные и другие услуги. Одновременно они оказывают коммунальные и транспортные услуги населению, предприятиям социальной сферы, частично градообразующим предприятиям и тоже создают на территории рабочие места.

  1. Административные образования РФ. Субъекты градостроительных отношений (федерального, муниципального и местного самоуправления).

Административные образования РФ. Субъекты градостроительных отношений (федерального, муниципального и местного самоуправления).

Административный центр — официальный главный город любого административного образования первого, второго или третьего уровня (такого как область, край, автономная республика, провинция, штат, департамент). В административном центре, как правило, располагаются государственные органы власти и управления местного уровня:

  • резиденция главы территории (губернатора, префекта);
  • территориальный законодательный орган (местный парламент);
  • начальники управления подразделений соответствующих государственных министерств и ведомств.

Административный центр имеет инфраструктуру, которая связывает его с другими населёнными пунктами, обладает достаточным экономическим, культурным, кадровым потенциалом для осуществления управленческих функций. Поэтому во многих странах административными центрами являются, как правило, крупнейшие поселения в соответствующем регионе.

Официальный главный город независимого суверенного государства называется столицей.

государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

  1. Объект, предмет муниципального управления.

Предметом науки государственного управления является структура и деятельность органов, составляющих аппарат государства и публичных коллективов.

В качестве объективных основ государственного управления следует назвать:

1. Природно-географические условия. Каждый народ занимает свою территорию на земном шаре, и природные свойства этой территории (почва, климат, рельеф, водные ресурсы, географическое расположение и т.д. диктуют людям отвечающие им технологии производственной деятельности и формы общественной жизни.

2. Естественно-общественные условия, которые сформировались вследствие длительного взаимодействия человека и природы. География расселения людей, типы градо- и домостроений, характер поселений, технологии земледелия, виды коммуникаций, способы и приемы труда и быта, ценности общежития, традиции, обычаи и менталитет.

3. Культурно-историческое наследие, которое создано субъективным фактором (сознанием и деятельностью людей) и выступает на сегодня объективной жизненной опорой. Общественные формы жизнедеятельности людей: в России такие формы как веч, собор, казачий круг, дума, артель, община товарищество. и др., отличающиеся коллективистским началом.

4. Производственная база - со своей технологией, специализацией и кооперацией в рамках территории определенного сообщества людей может и должна рассматриваться как объективная данность. Реально она представляет собой единственную материальную (техногенную) основу существования общества.

5. Система экономических отношений - данная система соединяет производственную базу с человеческим потенциалом и обеспечивает воспроизводство материальных продуктов, а также социальных и иных услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека

6. Социальная сфера - состоит из специфических социальных интересов, социальных отношений в узком смысле слова, социальной инфраструктуры.

7. Духовная культура - имеет два среза - субъективный, связанный с тем, что духовность есть проявление субъективного фактора и объективный, отражающий материальное закрепление духовного, превращение его в историческое наследие.

8. Научно-технический прогресс.

Субъект государственного управления

• субъекты общественного управления (государственного управления в широком смысле слова): система органов государственного управления, все множество политических, общественных, профессиональных партий, движений, союзов, ассоциаций, объединений, лоббисты, СМИ, негосударственные организации, каждый гражданин

• субъекты государственного управления (в узком смысле слова): законодательные, исполнительные, судебные органы управления на федеральном, региональном и местном уровнях управления

  1. Субъекты и объекты градорегулирования.

Объектами градостроительной деятельности являются в первую очередь объекты капитального строительства. Согласно определению, данному в статье 1 Градостроительного кодекса РФ, к данным объектам относятся: здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено.

К объектам градостроительства относятся также территории поселений, муниципальных районов и городских округов.

Специфическими объектами градостроительства являются территории с особым правовым регулированием. Таковыми являются, например, объекты культурного наследия, полосы отвода железных дорог и зон железных дорог, леса, водоохранные зоны и т.д.

Ведение градостроительной деятельности на объектах культурного наследия необходимо соотносить с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Постановления Правительства РФ от 26.04.2008 N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации". Последним документом установлен порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.

Существуют также и такие территории, которые относятся к зонам охраняемых объектов. Градостроительная деятельность на них должна согласовываться с требованиями Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране" и Постановления Правительства РФ от 20.06.2006 N 384, которым утверждены Правила определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон. Правилами установлен порядок определения границ зон охраняемых объектов как одного из видов зон с особыми условиями использования территорий и согласования градостроительных регламентов для таких зон. Целями установления зон охраняемых объектов являются обеспечение безопасности объектов государственной охраны и защита охраняемых объектов.

Как следует из текста Градостроительного кодекса субъектами градостроительных отношений являются

-Российская Федерация,

-субъекты Российской Федерации,

-муниципальные образования,

-физические и юридические лица.

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Деятельность Российской Федерации и ее субъектов в области градостроительства проявляется в осуществлении полномочий, возложенных на них Градостроительным кодексом РФ.

  1. Градостроительный кодекс РФ, как документ регулирования градостроительной деятельности.

закладки

Это кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий градостроительные и отдельные связанные с ними отношения на территории Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: