Профессиональная подготовка специалиста

Профессиональная подготовка специалистов предполагает профессиональное обучение, в результате которого обучающийся овладевает системой научных знаний и познавательных умений, навыков. В результате профессионального образования развивается мировоззрение. Обучение происходит во взаимодействии педагога и студента, также важна самостоятельная работа студента, его активная позиция в обучении. Главная цель: профессиональное самоопределение, теснейшим образом связанное со смысложизненным самоопределением. Для профессионального занятия психологией важны личностные качества, так как инструментом работы для психолога, во многом, является его личность. С целью формирования личности профессионала используются разнообразные психолого-педагогические стратегии, такие как, стратегия развития и доразвития нужных психологических качеств; стратегия жесткого формирования, обучения четкому составу трудовых действий; стратегия мягкого формирования как обучения широкому спектру трудовых действий; стратегия коррекции; стратегия развития личности профессионала.

Одним из важных аспектов профессиональной подготовки является формирование обобщенной ориентировки в целях, предмете, средствах, составе профессиональной деятельности. Это является проблемой, так как сложные виды профессиональной деятельности не поддаются строгому анализу, всегда оставляют человеку пространство для творческого поиска.

Особую проблему составляет построение смысловой картины мира профессионала. По мнению гуманистических психологов, основная задача образования - не передача знаний, а с формирование способности находить уникальные смыслы. Профессия - это один из способов ответить на вопрос: зачем я в этом мире? Где мое место в нем? Ответы на эти вопросы связаны с развитием профессионального самосознания, собственно и обеспечивающего профессиональное развитие, рост и нормальное ежедневное функционирование профессионала. Профессиональное самосознание - это представление о себе как о профессионале, совокупность самооценок и описаний, эмоциональных отношений к себе как к профессионалу. Именно эта структура позволяет недовольство собой превратить в профессиональный рост.

В последние годы встал серьезный вопрос о подготовке нравственного профессионала. Главное в такой подготовке - это формирование правильного отношения к труду. Чтоб труд становился потребностью, привычной и любимой частью жизни.

Важное место в подготовке занимает активность самого студента. Многим студентам только предстоит стать субъектами учебной деятельности, овладеть теми навыками самостоятельно учиться, которыми они не успели овладеть в средней школе. Студентам рекомендуется вырабатывать свой стиль учебно-профессиональной деятельности, овладевать самостоятельной работой с учебниками, развивать склонности к исследовательской и практической работе. Это приводит к значительной перестройке мышления студента в сторону формирования профессионального.

И, наконец, психология достаточно новая, молодая отрасль практики для нашей страны. Поэтому в ее преподавании имеется некоторая неструктурированность. Студенту необходимо самому приложить усилия для структурирования материала, для выработки у себя системы науки и практики. Он несет ответственность за то мировоззрение, которое у него сложится к концу обучения.

6. учебный план образовательного учреждения профессионального образования.

1.1. Учебный план образовательного учреждения среднего профессионального образования (рабочий учебный план) является документом, разрабатываемым образовательным учреждением среднего профессионального образования в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования (далее - Государственные требования). Утверждается директором (начальником) учебного заведения.

Исходными документами для разработки рабочего учебного плана являются Государственные требования и примерный учебный план.

Рабочий учебный план образовательного учреждения определяет график учебного процесса, перечень, объемы, последовательность изучения дисциплин по курсам и семестрам, виды учебных занятий и производственной (профессиональной) практики, формы промежуточной и виды итоговой государственной аттестации.

1.2. При разработке рабочего учебного плана следует учитывать, что:

- переутверждение рабочих учебных планов в течение учебного года не допускается;

- недельная нагрузка студентов обязательными учебными занятиями не должна превышать 36 учебных часов;

- максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы;

- срок реализации основной профессиональной образовательной программы базового уровня при очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета: теоретическое обучение (при обязательной максимальной учебной нагрузке 36 ч/нед.) 38 - 39 недель; время промежуточной аттестации - 2 недели; каникулярное время - 11 недель.

1.3. При разработке рабочего учебного плана образовательное учреждение среднего профессионального образования имеет право:

- увеличивать или уменьшать объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин и для отдельных дисциплин, входящих в цикл, в пределах 5% без превышения обязательной недельной учебной нагрузки студентов и при сохранении минимального содержания, указанного в Государственных требованиях;

- устанавливать объемы часов обязательных учебных занятий по дисциплинам общего гуманитарного и социально - экономического цикла;

- распределять суммарное количество часов (96 часов), отведенное в примерном учебном плане на дисциплины "Основы философии" и "Основы экономики", исходя из своей специфики, но не менее 32 часов на дисциплину;

- реализовывать объем часов на физическую культуру (4 - 6 часов в неделю) как за счет указанных в примерном учебном плане аудиторных часов, так и за счет различных форм внеучебных занятий в спортивных клубах, секциях и т.д.;

- вводить дисциплины по выбору, направленные на реализацию личностных потребностей, профессиональных интересов студентов, интересов потребителей кадров, в объеме, регламентированном стандартом, но не менее 32 часов на дисциплину (выбранные студентом дисциплины становятся обязательными для изучения и указываются после каждого цикла с указанием объемов часов);

- использовать резерв учебного времени образовательного учреждения на реализацию национально - регионального компонента, увеличение объема учебного времени, определенного Государственными требованиями, на учебные дисциплины и производственную (профессиональную) практику. Не более 30 процентов резерва учебного времени может быть использовано на увеличение объема времени на промежуточную аттестацию;

- определять формы и сроки проведения промежуточной аттестации в соответствии с Государственными требованиями.

2.1. Рабочий учебный план состоит из следующих разделов: титульная часть, график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени, план учебного процесса, факультативные дисциплины, производственная (профессиональная) практика, виды итоговой государственной аттестации, перечень учебных лабораторий, кабинетов и мастерских, пояснения к учебному плану. Рекомендуемая форма бланка рабочего учебного плана прилагается (приложение 1)

2.2.1. В титульной части рабочего учебного плана указываются:

- наименование образовательного учреждения среднего профессионального образования;

- код и наименование специальности;

- код и наименование специализаций;

- квалификация;

- образовательный уровень среднего профессионального образования;

- нормативный срок обучения;

- база обучения;

- дата утверждения рабочего учебного плана, его номер, который должен соответствовать регистрационному номеру Государственных требований и примерного учебного плана.

2.2.2. График учебного процесса определяет сроки начала и окончания учебных занятий по курсам, промежуточных аттестаций, каникул, практик, итоговой государственной аттестации.

При составлении графиков учебного процесса необходимо руководствоваться следующим:

- начало учебного года планируется, как правило, с 1 сентября, окончание на 1 и 2 курсах - 30 июня. За исключением специальностей, связанных с сезонным характером работ. Время завершения обучения на последнем курсе зависит от общей продолжительности обучения по каждой специальности;

- продолжительность каникул должна составлять 8 - 11 недель за учебный год;

- продолжительность практики для получения первичных профессиональных навыков (учебной), по профилю специальности (технологической), преддипломной (квалификационной) или стажировки планируется в соответствии с Государственными требованиями и примерным учебным планом.

2.2.3. В разделе "Сводные данные по бюджету времени" суммируются по курсам и за весь период обучения продолжительность теоретического обучения, практик, промежуточных аттестаций, каникул и время на итоговую государственную аттестацию.

2.2.4. В разделе "План учебного процесса" дисциплины рабочего учебного плана объединены по следующим циклам:

- общие гуманитарные и социально - экономические дисциплины;

- математические и общие естественнонаучные дисциплины;

- общепрофессиональные дисциплины;

- специальные дисциплины;

- дисциплины специализаций (при наличии).

Перечень, объемы времени и сроки изучения дисциплин общего гуманитарного и социально - экономического цикла (ОГСЭ) устанавливаются в соответствии с Приказом Госкомвуза России "О новой структуре цикла общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин в профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования" от 12.04.95 N 537 и письмом Госкомвуза России от 13.04.95 N 17-37-98ин/17-24.

Объем времени на дисциплину "Математика и информатика" математического и естественнонаучного цикла (ЕН.00) может быть увеличен в зависимости от профиля специальности. Цикл математических и естественнонаучных дисциплин также может быть дополнен дисциплинами Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного Минобразованием России Приказом от 07.06.93 N 237 (физика, биология, химия, география и т.д.).

Объемы времени на изучение дисциплин общепрофессионального и специального циклов, соотношение теоретических и практических занятий, лабораторных работ уточняются исходя из разработанных образовательным учреждением рабочих программ учебных дисциплин.

2.2.5. В плане учебного процесса отражаются следующие формы контроля знаний студентов: экзамены, курсовые проекты (работы), зачеты, контрольные работы.

Количество экзаменов, зачетов и контрольных работ по дисциплинам всех циклов определяется учебным заведением самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что дисциплины, включенные в рабочий учебный план, должны иметь завершающую форму контроля.

Зачеты и контрольные работы проводятся за счет времени, отведенного на изучение дисциплины.

Курсовые проекты (работы) планируются после окончания изучения дисциплины или соответствующего ее раздела. Количество курсовых проектов (работ) должно быть не более трех на весь период обучения.

2.2.6. В графе "Самостоятельная учебная нагрузка студента" указываются объемы внеаудиторной работы студента по дисциплинам, а в отдельных случаях по группам дисциплин.

2.2.7. Раздел "Производственная (профессиональная) практика" включает в себя:

- практику для получения первичных профессиональных навыков (учебная);

- практику по профилю специальности (технологическая);

- преддипломную (квалификационную) или стажировку.

Конкретное распределение времени на практики в зависимости от выбранного варианта, рекомендованного примерным учебным планом, осуществляется образовательным учреждением самостоятельно с учетом межпредметных связей.

2.2.8. Вид итоговой государственной аттестации выбирается образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с Государственными требованиями. Допускается применение разных видов итоговой государственной аттестации в одной учебной группе.

2.2.9. Изучение факультативных дисциплин планируется учебным заведением на весь период обучения из расчета не более 4 часов в неделю.

2.2.10. Образовательное учреждение должно предусматривать проведение консультаций в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, включая период проведения производственной (профессиональной) практики (в том числе в период реализации Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации).

2.2.11. Образовательное учреждение имеет право изменять перечень учебных лабораторий, кабинетов, мастерских (полигонов, хозяйств и т.п.) и других подразделений, необходимых для подготовки специалистов.

2.2.12. В разделе "Пояснения к учебному плану" образовательное учреждение отражает особенности организации учебного процесса, проведения контроля за выполнением Государственных требований, раскрывает и уточняет отдельные положения рабочего учебного плана данного образовательного учреждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: