Конкурентоспособность страны определяется на основе 10 факторов, каждый из которых в свою очередь рассчитывается по нескольким критериям (всего 340 критериев). Из них 280 основаны на статистических данных ООН, ОЭСР, Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР), а 60 определяется экспертным путем при опросе 1,6 тыс. экономистов и экспертов из31 страны.
Первый фактор «динамизм экономики» определяется по таким критериям, как темпы экономического развития, положение национальной валюты, уровень промышленного производства, объем производства важнейших товаров в расчете на душу населения и др.
Второй фактор «эффективность промышленного производства» определяется путем расчета прямых и косвенных затрат на оплату рабочей силы, включая расходы, связанные с материальным стимулированием, текучестью кадров и прогулами.
Третий фактор — «динамизм рынка». При этом считается, что конкурентоспособность тем выше, чем активнее деятельность компаний, непосредственно связанных со сбытом. Одним из критериев динамизма рынка является объем потребительских расходов на душу населения. В эту же группу входит ряд неценовых критериев, таких, как послепродажное обслуживание, уровень качества, дизайн.
|
|
Четвертый фактор «развитие финансовой системы» оценивается по таким критериям, как состояние финансовой системы страны, деятельность коммерческих банков, рынок ценных бумаг.
Пятый фактор «людские ресурсы» определяется исходя из численности и темпов роста населения и рабочей силы, уровня безработицы, квалификации специалистов и др. критериев.
Шестой фактор «роль государства» определяется путем исследования уровня налогообложения, доли государственного сектора в национальном доходе страны, содержания экономической политики.
Седьмой фактор «ресурсы и инфраструктура».
Восьмой фактор характеризует готовность стимулировать торговую деятельность.
Девятый фактор «политика страны в отношении нововведений» оценивается по таким критериям, как положение в НИОКР, готовность правительства и руководства фирм к реализации новых идей.
Десятый фактор «социально-политическая обстановка» характеризует, насколько политика государства и стратегии промышленных компаний отражают мнения и настроения общества.
Конкурентоспособность предприятия определяется с помощью двух групп показателей, отражающих конкурентоспособность выпускаемой продукции и эффективность использования ресурсов. Вторая группа включает показатели, характеризующие состояние и использование живого труда, основных производственных фондов, материальных затрат, оборотных средств, а также финансовое положение предприятия.
|
|
Общие правила оценки конкурентоспособности продукции следующие:
— выбор и анализ рынка для реализации товара;
— изучение конкурентов по производству и реализации аналогичных товаров;
— выбор и обоснование наиболее конкурентоспособного товара-аналога в качестве базы для сравнения;
— определение необходимых групп параметров, подлежащих оценке;
— установление набора единичных показателей по соответствующим группам параметров;
— выбор методик расчета, определение и анализ сводных показателей по товарным группам;
— расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара, предприятия;
— выработка товарной политики предприятия относительно производства товара для данного рынка, расширения его производства, экспорта, разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности товара, снятия его с производства и др.
Экономические показатели конкурентоспособности продукции – себестоимость, цена изделия и потребления, условия платежа и поставок, сроки и условия гарантии и др.
Затраты покупателя складываются из двух частей — расходов на покупку и расходов, связанных с потреблением, что вместе составляет «цену потребления». Цена потребления существенно выше продажной цены. Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.
Цена потребления складывается из следующих элементов:
— расходы на покупку;
— расходы на транспортировку до места использования;
— стоимость установки, приведение в работоспособное состояние;
— обучение персонала;
— затраты на топливо или электроэнергию;
— заработная плата персонала;
— затраты на послегарантийный сервис и покупку запчастей;
— расходы на страхование изделий;
— налоги;
— расходы на утилизацию изделия после выработки ресурса (если изделие продается новому владельцу, эти деньги вычитаются из цены потребителя);
— непредвиденные расходы.
Исходя из уровня затрат на производство продукции, а также нормы или массы прибыли, необходимой для рентабельной работы, экспортер устанавливает минимальную продажную цену, обеспечивающую ему требуемую прибыльность производства и экспорта товаров.
Чем ниже уровень издержек производства, чем больше разница между рыночной ценой и затратами, тем больше резерв, который имеет экспортер для снижения цены на производимую продукцию в целях сохранения или укрепления своих конкурентных позиций, тем он конкурентоспособнее.
Технические параметры, которые используют при анализе конкурентоспособности, следующие:
- классификационные параметры, которые определяют принадлежность изделия к определенному виду (классу) продукции. Определять конкурентоспособность можно только по отношению к изделиям, входящим в один и тот же класс.
- конструктивные, отражающие технико-конструкторские решения, присущие изделиям.
- нормативные параметры, показывающие соответствует ли изделие стандарту, нормам, правилам, которые регламентируют границы, из которых данный параметр не имеет права выходить. К их числу относятся показатели надежности, ресурс изделия, безотказность, долговечность, ремонтоспособность; эргономические параметры (гигиенические, физиологические, психологические и др.), которые демонстрируют соответствие товара свойствам человеческого организма и человеческой психики, определяют удобство работы, скорость утомления.
При оценке конкурентоспособности фирмы необходимо учитывать стратегию основных конкурентов. Обычно при оценке стратегии отвечают на следующие вопросы:
|
|
— Каковы главные факторы конкурентоспособности этих товаров?
— Какова практика фирм-конкурентов в рекламе и стимулировании сбыта?
— Какова практика фирм-конкурентов относительно наименований (торговых марок) товаров?
— В чем заключаются привлекательные стороны упаковки товаров-конкурентов?
— Какой уровень сервиса предлагают конкуренты в гарантийный и послегарантийный период?
— Используют ли конкуренты для сбыта местную торговую сеть или создают собственную?
— Какова практика товародвижения у фирм-конкурентов (виды транспорта), объемы запасов, размещение складов, виды складов и их стоимость?