Выразителя общей, народной воли во внутриполитической и международной

политической дея­тельности и отношениях. Государственный суверенитет

выражает самостоятельность верховной и независимой воли населения определен­ной

территории. Исходя из мировой практики можно выделить следую­щие

основополагающие предпосылки государственного суверенитета: су­веренитет только

и исключительно характеризует государственность, подчеркивая ее отличия от

других общественных явлений, суверенитет свя­зан с волей народов, населения, с

государственно оформленной террито­рией, суверенитет "является объективной

реальностью, не требующей чьего-либо юридического утверждения. Принцип

государственного суверени­тета означает признание за государством права

воплощения единого по­рядка, права пресечения анархии, исключительной монополии

государ­ства на применение насилия в случае невыполнения законов,

независи­мость государственных структур относительно любых негосударствен­ных

образований и лиц, верховенство закона в регулировании всех отно­шений,

самостоятельность внешнеполитического курса государства.

Механизм государства составляет комплекс специальных органов, основными из

которых являются органы государственной власти, орга­ны государственного

управления, надзорно-контрольные инстанции; су­дебные органы; органы охраны

общественного порядка; вооруженные силы и госбезопасность.

Внутренними функциями государства являются социальная, хозяй­ственно-

организаторская, организационно-правовая, функция со­циализации личности.

Внешние функции ~ это защита национальных интересов своего государства;

уважение национальных интересов дру­гих стран; налаживание "сотрудничества с

другими странами; обеспече­ние безопасности народов, поддержание мира и др.

Существование госу­дарства, проявление этих и других признаков представляют

собой осу­ществление совокупности необходимых функций, неизбежных для

госу­дарства любого типа. Функции государства составляют меру свободы

человека и общества, в них содержится как бы указание гражданам, в чем и

насколько они могут надеяться на помощь государства, а что зави­сит только от

их собственных усилий.

Функции демократического государства должны принципиально от­вергать две

крайности: всеобщее иждивенчество и безразличие к судьбам слабых. Не борьба с

богатством, а недопущение бедности должно состав­лять цель его регулирующей

деятельности. Государство сильно благопо­лучием своих граждан, а не

унификацией их бедности.

Функции государства и его органов, апробированные на практике в развитых

странах мира, сводятся к тому, что государство не командует, не решает

непосредственно хозяйственных задач, а воздействует на раз­личные сферы жизни

общества через законы, координирует, контроли­рует, помогает, определяет

ориентиры общего движения, приоритеты. Главнейшее для государства ~ выявление

потребностей людей, их при­оритетов, после чего в соответствующую отрасль

производства вклады­ваются деньги, а результат деятельности приносит пользу

как произво­дителям, так и потребителям, В подобной социально-ориентированной

экономике функции государственных органов состоят не в обладании

собственностью, а в управлении общественными процессами, оказании помощи

людям, организациям, т.е. в создании условий нормального су­ществования. При

этом распределительные механизмы выключены из государственной политики.

Каждый государственный орган занимается своим делом, стимулируя и координируя

деятельность производителей и потребителей.

Методы, которыми осуществляются функции государства, приме­няемые им при этом

средства, характер установленных в государстве социальных и иных отношений

позволяют классифицировать разные виды государств, построить их типологию.

По форме правления выделяют монархии и республики.

Монархии различают абсолютные, конституционные (парламентские),

дуалистические. В абсолютных монархиях мо­нарху принадлежит вся

полнота законодательной, исполнительной, су­дебной власти. В конституционных

монархиях власть монарха ограниче­на представительным органом власти -

парламентом, выполняющим законодательные функции. В дуалистических монархиях

имеются как бы две независимые высшие власти: монарх и парламент.

Республики существуют трех типов: парламентские (Италия,

Германия, Финляндия, Индия), президентские (США, Мексика,

Бразилия. Аргентина) и смешанные (Франция).

В парламентских республиках правительства формируются из пред­ставителей

одной или нескольких партий, располагающих большин­ством в парламенте, и

несут по конституции ответственность перед ним. Президент избирается либо

парламентом, либо расширенной коллеги­ей, в состав которой входят и члены

парламента.

В президентских республиках и парламент и президент избираются всенародно

путем прямых всеобщих выборов. Поэтому президент непос­редственной

политической ответственности перед парламентом не несет. Отношения между

президентом и парламентом строятся на основе систе­мы сдержек и противовесов.

В смешанных республиках президент, избираемый народом, своими значительными

полномочиями на практике не пользуется, а система функционирует в основном по

парламентскому типу.

По типу государственно-территориального устройства различают государства

унитарные, федеративные, конфедеративные. Унитарное устройство

отличается внутренним единообразием. Все дер­жится на одной оси: правительство

- территориальная администрация. Полномочия местных руководителей определяются

центральными орга­нами, их деятельность подконтрольна центру. В унитарном

государстве имеется единая Конституция, единое гражданство, единое право,

единая судебная система, отсутствует политическая самостоятельность у.

административно-территориальных единиц. Вместе с тем в ряде унитарных

государств некоторые регионы пользуются административной автономией (Шотландия

и Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии).

Федеративное государство представляет собой союз государ­ственных

образований, обладающих юридической и определенной политической

самостоятельностью. Эти образования являются субъектами федерации и имеют

собственное административно-территориальное де­ление. При федеративном

устройстве территория государства не яв­ляется единым целым в политико-

административном отношении, субъекты федерации наделяются учредительной

властью, имеют пра­во на собственную конституцию, собственную правовую и

судебную систему. Федеративными государствами являются США, Германия,

Мексика, Россия и др. Конфедерации - это государственно-правовые объединения.

Государство в политической системе занимает центральное место,

обусловливаемое его природой и назначением как особого инструмента, с помощью

которого осуществляется политическая власть. Сохранение и упрочение

политической власти возможно лишь тогда, когда государ­ство интегрирует

интересы всех слоев населения. Стремясь обеспечить консолидацию общественных

сил, их сотрудничество, гражданское со­гласие, государство взаимодействует с

другими субъектами политичес­кой системы как ее основа, придавая обществу

устойчивость и способ­ность к развитию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: