политической деятельности и отношениях. Государственный суверенитет
выражает самостоятельность верховной и независимой воли населения определенной
территории. Исходя из мировой практики можно выделить следующие
основополагающие предпосылки государственного суверенитета: суверенитет только
и исключительно характеризует государственность, подчеркивая ее отличия от
других общественных явлений, суверенитет связан с волей народов, населения, с
государственно оформленной территорией, суверенитет "является объективной
реальностью, не требующей чьего-либо юридического утверждения. Принцип
государственного суверенитета означает признание за государством права
воплощения единого порядка, права пресечения анархии, исключительной монополии
государства на применение насилия в случае невыполнения законов,
независимость государственных структур относительно любых негосударственных
образований и лиц, верховенство закона в регулировании всех отношений,
|
|
самостоятельность внешнеполитического курса государства.
Механизм государства составляет комплекс специальных органов, основными из
которых являются органы государственной власти, органы государственного
управления, надзорно-контрольные инстанции; судебные органы; органы охраны
общественного порядка; вооруженные силы и госбезопасность.
Внутренними функциями государства являются социальная, хозяйственно-
организаторская, организационно-правовая, функция социализации личности.
Внешние функции ~ это защита национальных интересов своего государства;
уважение национальных интересов других стран; налаживание "сотрудничества с
другими странами; обеспечение безопасности народов, поддержание мира и др.
Существование государства, проявление этих и других признаков представляют
собой осуществление совокупности необходимых функций, неизбежных для
государства любого типа. Функции государства составляют меру свободы
человека и общества, в них содержится как бы указание гражданам, в чем и
насколько они могут надеяться на помощь государства, а что зависит только от
их собственных усилий.
Функции демократического государства должны принципиально отвергать две
крайности: всеобщее иждивенчество и безразличие к судьбам слабых. Не борьба с
богатством, а недопущение бедности должно составлять цель его регулирующей
деятельности. Государство сильно благополучием своих граждан, а не
унификацией их бедности.
Функции государства и его органов, апробированные на практике в развитых
странах мира, сводятся к тому, что государство не командует, не решает
|
|
непосредственно хозяйственных задач, а воздействует на различные сферы жизни
общества через законы, координирует, контролирует, помогает, определяет
ориентиры общего движения, приоритеты. Главнейшее для государства ~ выявление
потребностей людей, их приоритетов, после чего в соответствующую отрасль
производства вкладываются деньги, а результат деятельности приносит пользу
как производителям, так и потребителям, В подобной социально-ориентированной
экономике функции государственных органов состоят не в обладании
собственностью, а в управлении общественными процессами, оказании помощи
людям, организациям, т.е. в создании условий нормального существования. При
этом распределительные механизмы выключены из государственной политики.
Каждый государственный орган занимается своим делом, стимулируя и координируя
деятельность производителей и потребителей.
Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые им при этом
средства, характер установленных в государстве социальных и иных отношений
позволяют классифицировать разные виды государств, построить их типологию.
По форме правления выделяют монархии и республики.
Монархии различают абсолютные, конституционные (парламентские),
дуалистические. В абсолютных монархиях монарху принадлежит вся
полнота законодательной, исполнительной, судебной власти. В конституционных
монархиях власть монарха ограничена представительным органом власти -
парламентом, выполняющим законодательные функции. В дуалистических монархиях
имеются как бы две независимые высшие власти: монарх и парламент.
Республики существуют трех типов: парламентские (Италия,
Германия, Финляндия, Индия), президентские (США, Мексика,
Бразилия. Аргентина) и смешанные (Франция).
В парламентских республиках правительства формируются из представителей
одной или нескольких партий, располагающих большинством в парламенте, и
несут по конституции ответственность перед ним. Президент избирается либо
парламентом, либо расширенной коллегией, в состав которой входят и члены
парламента.
В президентских республиках и парламент и президент избираются всенародно
путем прямых всеобщих выборов. Поэтому президент непосредственной
политической ответственности перед парламентом не несет. Отношения между
президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов.
В смешанных республиках президент, избираемый народом, своими значительными
полномочиями на практике не пользуется, а система функционирует в основном по
парламентскому типу.
По типу государственно-территориального устройства различают государства
унитарные, федеративные, конфедеративные. Унитарное устройство
отличается внутренним единообразием. Все держится на одной оси: правительство
- территориальная администрация. Полномочия местных руководителей определяются
центральными органами, их деятельность подконтрольна центру. В унитарном
государстве имеется единая Конституция, единое гражданство, единое право,
единая судебная система, отсутствует политическая самостоятельность у.
административно-территориальных единиц. Вместе с тем в ряде унитарных
государств некоторые регионы пользуются административной автономией (Шотландия
и Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии).
Федеративное государство представляет собой союз государственных
образований, обладающих юридической и определенной политической
самостоятельностью. Эти образования являются субъектами федерации и имеют
собственное административно-территориальное деление. При федеративном
|
|
устройстве территория государства не является единым целым в политико-
административном отношении, субъекты федерации наделяются учредительной
властью, имеют право на собственную конституцию, собственную правовую и
судебную систему. Федеративными государствами являются США, Германия,
Мексика, Россия и др. Конфедерации - это государственно-правовые объединения.
Государство в политической системе занимает центральное место,
обусловливаемое его природой и назначением как особого инструмента, с помощью
которого осуществляется политическая власть. Сохранение и упрочение
политической власти возможно лишь тогда, когда государство интегрирует
интересы всех слоев населения. Стремясь обеспечить консолидацию общественных
сил, их сотрудничество, гражданское согласие, государство взаимодействует с
другими субъектами политической системы как ее основа, придавая обществу
устойчивость и способность к развитию.