Виртуальные организации как новая организационная форма

В основе предпосылок формирования виртуальных организаций лежит процесс распада вертикальной рациональной бюрократической модели, характерной для крупных корпораций в условиях стандартизированного массового производства и олигополистических рынков, который становится в настоящее время тенденциозным явлением в экономике. В результате начавшегося кризиса на протяжении последних двух десятилетий ХХ века возникло множество моделей и организационных схем, базирующихся на информационных технологиях. Технологии эти, как правило, основаны на сетевых технологиях, являющихся по существу фундаментальным материалом или новой технологической парадигмой, на основе которой строятся и, по-видимому, будут строиться новые организации. Тем более что сформировавшиеся в настоящее время такие глобальные сети, как Интернет, способны объединить и дать новый импульс не только главным улицам, но глухим закоулкам современной экономики.

При этом в настоящее время под «виртуальными» понимаются как бизнес-процессы, так и отдельные фирмы.

Зарубежные исследователи: Давидов, Мэлоун, Бурне, Мартин, Ванкартман, Хендерсон.

Хорошо известно, что сущностью любой экономической организации являются люди и материальные ресурсы, аза ними стоят уже конкретные организационные связи, которые в определенное время могут сформировать единую организацию. Такая необходимость может возникнуть при территориальной рассредоточенности людей или материальных ресурсов или же в случае, когда определенные ресурсы различных фирм объединяются по тем или иным причинам. Постараемся понять, что стоит за сущностью виртуальной организацией и соответствует ли наименование ВО той или иной форме организации.

В принципе для существования виртуальной организации необходимо два структурных условиях: географическая дисперсия организуемых единиц и электронные связи производственного процесса.

Пол первым структурным условием понимается пространственная рассредоточенность вовлекаемых в ВО индивидов, групп, департаментов или целых компаний при минимуме в виде двух местоположений. Второе структурное условие заключается в том, что производственный процесс в ВО не может быть полным без поддержки его информационными технологиями, предназначенными для взаимосвязи рассредоточенных структур.

Не менее важно понимать, что виртуальная организация – отличная от других организационная форма, причем она не является собственностью какой-либо организации. Это как раз исключает ВО из разряда современных универсальных организаций, которые интенсивно используют коммуникационные средства связи, однако не имеют прямого отношения к формированию производственных процессов.

Для полноты представления весьма важно понимать, что сущность новизны заключается в том, что ВО, наследуя некоторые органические характеристики традиционных форм, дифференцируется от них как минимум по набору условий, необходимых для существования. Так, например, ВО может наследовать определенные параметры дизайна корпораций, позволяющие проявлять гибкость, однако обязательным здесь является наличие пространственной дисперсии, взаимоувязанной электронными коммуникациями.

Проведенный выше анализ позволяет сформулировать следующее рабочее определение:

Виртуальная организация представляет собой временную или постоянную совокупность географически разобщенных индивидов, групп, организационных единиц или же целостных организаций, функционирование производственного процесса у которых проходит при обязательном участии информационных технологий, включая электронные средства связи[7].

Возникновение виртуальной организации стало реальностью в связи с тем, что Интернет все больше становиться средой ведения бизнеса. Интернет стал не только инструментом бизнеса, способом сотрудничества между различными организациями, но и новой средой ведения бизнеса.

Интернет, как новая среда бизнеса, имеет свои закономерности развития и правила, новую культуру, динамику изменений, что требует от организаций нового качества для успешной работы. Название новому, необходимому организационному качеству – виртуальность.

Интернет как среда ведения бизнеса безграничен, отсутствие входных барьеров создает еще большую конкуренцию, но и объем его «завоевания» не является конкурентоспособным преимуществом, необходимы структурные преобразования, новое качество. Что качается обработки информации, то здесь можно согласиться с мнением М. Кастельса[8], что она является наиболее продуктивной только тогда, когда встроена в материальное производство или в сферу товарно-денежных операций. Аналогичное ограничение есть и в развитии виртуального бизнеса, поскольку даже виртуальный бизнес, в конце концов, е-бизнес сводиться к реально предоставляемым услугам и продуктам, удовлетворяющим различные потребности клиентов.

Интернет предоставляет неограниченные возможности для бизнеса:

Во-первых, демократичность и общедоступность Интернет полностью соответствует первой аксиоме бизнеса о необходимости наличия, по крайней мере, двух человек для его осуществления, что ставит процесс коммуникации на первое место по своей важности. Причем, отношения в Интернет, возможно, выстроить только на добровольном сотрудничестве.

Во-вторых, Интернет, давно стала инструментом проведения финансовых трансакций, контроля состояния рынков, средством продвижения и изучения потребительских предпочтений. Все это составляет три необходимых элемента осуществления бизнеса, т.е. – финансов – людей, готовых вложить деньги; производства – в виде товара и маркетинга – в лице продавца.

В - третьих, неограниченная аудитория и доступность потенциальных клиентов е-бизнеса делает возможным получение конкурентных преимуществ одновременно от объема производства, узкой специализации и максимального удовлетворения потребностей клиентов.

В-четвертых, в е-экономике меняется структура спроса и предложения. Цена товара больше не определяется потребностью в нем, а зависит от выгоды и возможностей, которые предоставляются покупателю.

В-пятых, материальные объекты, например, автомобиль, вмешают в себя все больше информационной составляющей, это означает, что себестоимость продукта связана уже не с изготовлением, а с затратами на его разработку.

Таким образом, е-экономика является идеальным местом ведения бизнеса. Однако для реализации и развития е-бизнеса недостает одного, но очень важного ключевого ресурса – организационного. Информацию можно найти, деньги занять, оборудование взять в лизинг; работников нанять, но если нет управления – силы, способной объединить людей, владеющих финансами, технологиями и идеями, то не будет и организации. Отсутствие организации объясняет большое количество нереализованных идей и упущенных возможностей.

Под влиянием развития технологий; появления Интернет и е-экономики повысился и темп изменений, и появляются новые возможности, реализовать которые под силу, а, вернее, по времени выполнения, возможно только новой – виртуальной форме организации, способной не к быстрой, а сверхбыстрой перестройки бизнеса. «Погоня за временем» становиться главной отличительной чертой, время становится главным ресурсом на рынке XXI века, критическим фактором успеха. Динамическое моделирование бизнес-процессов и самообучающаяся организация – это высшие ступени развития таких организационных форм, как механическая и органическая. Проведение организационных изменений становиться сущностью менеджмента, а предприниматели – больше похожими не на пионеров, а на революционеров.

Таким образом, сложившиеся условия е-экономики ставят вопрос о необходимости создания новой организационной формы, позволяющей людям объединяться для эффективной реализации возникающих возможностей, т.е. организации новой по стратегии, структуре, бизнесу, технологи и новой основе для построения отношений.

Как известно, организация является для человека только средством более эффективного и быстрого достижения желаемого. Но эффективность того или иного строения организации всегда определяется внешней средой, сложностью и динамизмом происходящих в ней изменений. Можно рассмотреть основные этапы развития организации, отражающие качественные изменения внешней среды.

Механистическая организация – стабильная внешняя среда, повторяющаяся работа, неизменная технология, механизма организационного развития как такого нет, а любое изменение вносит дестабилизацию в работу и является угрозой.

Органическая организация – меняющееся внешнее окружение, меняется выпускаемый продукт, наблюдается процесс роста, развития – эволюции организации. Изменения требуют адаптации и организационных изменений.

Основное изменение формы организации под влиянием внешней среды наблюдается в направленности общей цели – главного признака организации. Именно достижение общей цели позволяет каждому члену организации достичь и своей индивидуальной цели, но более эффективно, быстрее и с наименьшими затратами.

Под организацией в данном случае понимается не юридическая форма, не нарисованная организационная схема, не информационная система с формализованными наборами задач, а отношения, которые складываются между людьми при объединении усилий в направлении достигаемого результата.

Сложность появления новой организации состоит вовсе не в придумывании новой схемы, отражающей виртуальную философию бизнеса, и не в формализации отношений, заданных информационными системами, а в поиске основы для создания и формы проявления этих отношений между людьми.

Центром и источником изменения технологии, продукта, культуры, организации является человек, желания и способности которого осуществляют преобразования и задают определенное направление развития.

Появление е-экономики предшествовало развитие информационных технологий, которое сопровождается распространением нового информационного продукта, новой культуры и новой организационной логики построения отношений между людьми, то есть зарождением новой виртуальной организации.

Меняется также и сам состав организационного окружения, более актуальным становиться деление не на дальнее и ближнее окружение, а на «твердое» и «мягкое». Твердое – это инфраструктура, компьютеры, каналы, узлы, провайдеры, службы технической поддержки, все, что определяет форму и строение информационной среды. Мягкое – этот само содержание виртуальной среды, желания, идеи и представления людей о возможностях информационных технологий, выстраиваемые отношения и так называемая информационная культура.

На изменения организации значительное влияние оказывают изменения технологий, но в большинстве своем организационные изменения предшествуют изменению технологии и происходят независимо от нее.

Появление новой технологии обработки информации (компьютеров и сетей) образовало некую субкультуру, которая сформировалась не только в отделах информационных технологий, но и посредством вводимого контроля и формализации отношений распространилась на всю организацию. Продукт и способ его применения определяет образ мышления (бытие определяет сознание), закладывая в нем элементы нового видения и источники изменения культуры. Источником нового организационного порядка являются как раз изменения в культуре, образцах поведения людей, а отношения в организации, в свою очередь, складываются из ролевого поведения, которое определяется культурой, поэтому для изменения формы организации важно, прежде всего, изменение мышления управленческого звена, но не менее важны культура и поведение работников всей организации.

Единой культуры виртуальной организации не будет благодаря множественности субъектов и разнообразия сетей, а также самой идеи, направленной не на иерархию идей и единую культуру, а на равноправие, взаимодополнение различных участников.

Любое закрепление и культурное определение невозможно, поскольку оно, согласно М. Кастельсу, устаревает, так как Интернет как среда е-бизнеса находится в постоянном изменении, а саму культуру можно охарактеризовать как «созидательно разрушающую» культуру.

Для существования виртуальной организации необходимо, прежде всего, культурное и интеллектуальное развитие, т.е. смена парадигмы или модели мышления. А происходящие изменения в культуре, прежде всего, связаны с многообразием ее проявления и возникающей проблемы самоопределения.

Прообразом виртуальной организации можно считать сетевую организацию.

Существующие барьеры на пути вступления в передовые отрасли, такие как электроника, автомобилестроение затрудняют самостоятельное вхождение на рынок новых конкурентов. Объединение организаций привело к появлению так называемой сетевой организации. Это позволило ее участникам разделить риск, связанный с затратами на открытие новых производственных линий, выпуск новой продукции, проведение организационных изменений, обновление внутриорганизационных процессов в соответствии с темпом технологических изменений.

В свою очередь масштабы стратегических союзов, субподрядных соглашений, децентрализации в принятии сделали бы крупные корпорации неуправляемыми без настоящего уровня развития компьютеров и телекоммуникационных сетей.

Существует пять типов сетей, образующихся на межорганизационном уровне, по образу которых организована большая часть межфирменных сетей в глобальной экономике. К ним относятся: сети поставщиков, сети производителей; потребительские сети, коалиции по стандартам и технологическая кооперация. Объединение организаций в сети позволяет организациям объединить свои ресурсы, мощности, расширить охват рынка, приблизиться к потребителю, снизить трансакционные издержки, обменяться знаниями и технологиями. При своем формировании сети образуются вокруг одной ведущей компании, либо создаются на базе альянсов и кооперации между группами предприятий.

Современные технологии связи ускорили появление глобального рынка, телекоммуникации и интегральные системы позволяют управлять процессами независимо от расстояний. Расположение бизнеса перестало быть определяющим фактором достижения успеха и сделало возможным глобальное присутствие организации на рынке, а также появление новой формы организации.

Виртуальная организация – это организация, которая создается для выполнения какой-либо работы или реализации возникающей потребности. Это позволяет избегать постоянных изменений организации и в то же время использовать возникающие возможности. Если бюрократия имеет внутреннюю направленность целей, органические организации больше говорят о своем предназначении, миссии, и цели направлены вовне, то виртуальная организация не имеет цели, она сама есть цель. Она появляется в нужное время в нужном месте для реализации возможностей и исчезает после. Такая «сверх быстрота» уже возможна технологически, вопрос за организацией, за людьми, задачами, способами и приемами управления, а здесь на первое место выходят доверие, дисциплина и взаимопонимание, на чем строятся отношения между людьми.

Новизна виртуальной организации проявляется на четырех уровнях: стратегическом, структурном, организационном и технологическом.

Стратегический уровень – виртуальная организация более фрагментарная и изменчивая, ориентированная на появляющиеся идеи и формируется вокруг возможностей. Основным стратегическим ресурсом будет время, что приведет к ускорению делового цикла «нашел», «реализовал», «забыл». Потребности клиенте будут формировать сами виртуальные организации, предлагая новые возможности, поскольку сама философия е-бизнеса – это не решение проблем, что означало бы вложение сил и времени в свои слабости, а поиск возможностей и развитие сильных сторон.

Структурный уровень – связи и элементы виртуальные организации представляют равноправное сотрудничество «свободных художников», рабочих групп, отделов и целых организаций на основе аутсорсинга, причем отношения каждый раз выстраиваются по-новому и только на этапе реализации конкретного проекта.

Организационный уровень – построение отношений основывается на идеях, компетентности и партнерстве людей, участвующих в виртуальной организации. От работника будет требоваться не выполнение работы и даже не улучшение продукта или процесса его выполнения, а умение сделать выбор, т.е. какую работу дальше делать, а от какой отказаться. А сам виртуальный характер работы помимо командной работы и внутренней мотивации потребует постоянного взаимодействия работников с работниками других организаций для выполнения работы в рамках виртуальной организации.

Технологический уровень – бизнес-процессы, как основа технологии и процесса создания продукта и услуги, будут доведены до замкнутого цикла, включающего динамическое моделирование и постоянное совершенствование в режиме реального времени[9].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: