Экспедиторы на рынке транспортных услуг
Транспортно-экспедиционное обслуживание.
Классификация услуг
В настоящее время развитие мировой рыночной экономики в области транспорта характеризуется приоритетным развитием сферы услуг по сравнению со сферой доставки грузов и товаров, расширением сферы транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО), введением новых видов обслуживания потребителей.
Например, в сфере всех видов услуг США занято около 75% всей рабочей силы и создаётся более 70% валового национального продукта. Эффективность сферы услуг определяется эффективностью взаимодействия производителя и потребителя услуги.
Транспорт как отрасль материального производства характеризуется следующими особенностями. Во-первых, транспорт является продолжением процесса производства в сфере обращения. Сам он не создает новых продуктов, а только перемещает продукцию, созданную другими отраслями экономики. Без перемещения продукции к потребителям она не может быть использована, а следовательно, и процесс ее производства нельзя считать завершенным. Во-вторых, продукция транспорта потребляется в самом процессе перемещения грузов.
|
|
Это перемещение, произведенное и потребленное одновременно, имеет свою стоимость и как специфический товар обладает потребительной стоимостью в виде транспортной услуги и меновой стоимостью, то есть способностью обмениваться на другие товары и на деньги. Сегодня сфера услуг становится все более значимой в экономике России, так как она создает многочисленные рабочие места и вносит существенный вклад во внутренний национальный продукт. Увеличение спроса на различного рода услуги можно объяснить влиянием следующих факторов:
-рост благосостояния привел к процветанию индустрии комфорта;
-появление свободного дополнительного времени увеличило спрос на услуги, связанные с проведением досуга и занятия спортом;
-рост использования высокотехнологичных товаров привел к увеличению потребности в специалистах по их установке и обслуживанию;
-совершенствование рынков и технологий усиливает потребность компаний в предприятиях сферы услуг;
-необходимость сокращать постоянные издержки заставляет компании покупать готовую услугу, а не брать на себя дополнительные расходы, связанные с самостоятельным выполнением специализированных заданий;
-компании стремятся сконцентрировать свою деятельность в узкоспециализированных областях, отказываясь от вспомогательных видов деятельности, таких как складирование, перевозка, стимулируя, таким образом, расширение сферы услуг.
|
|
Историческое развитие термина «услуги».
Официальные экономические определения дают маленький экскурс в природу услуг. Фундаментально подход экономистов к определению услуг базируется на виде деятельности.
Физиократы | Всякая деятельность отличная от сельскохозяйственного производства. |
Адам Смит 1723-1790 | Всякая деятельность, что не делает окончания в осязаемости продуктов. |
IB. Say 1767-1832 | Всякая не производственная деятельность, которая дополняет полезность вещам. |
Альфред Маршал 1842-1924 | Товары (услуги), то, что исчезает в момент создания. |
Западные страны. 1925-60 текущие | Услуги не вносят изменений в форму продукта. Деятельность, имеющая потребительскую стоимость. |
Услуга – это любая деятельность или благо, которую сторона может предложить другой. Услуга добавляет полезности к вещи, человеку. Услуга – определенная полезная деятельность, не являющаяся материальным образованием.
Типы услуг.
Услуги можно классифицировать по целому ряду признаков:
- тип собственности производителя услуг;
- рынок, на котором реализуется услуга;
- степень контактности с человеком;
- источники оказания услуги.
Можно предложить классификацию услуг на связи с продавцом или покупателем.