Философия всеединства В.С.Соловьева

Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Именно Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено божественным единством.

Таким образом, стержневым принципом философии Соловьева является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала — благо, истина и красота — составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь — силу, подрывающую корни эгоизма. Цель мировой истории — единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природным мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу. В сущности акт любви есть нравственный поступок, которым человек приближает себя в Абсолюту. Истинный предмет любви — Вечная Женственность, личный образ всеединства.

В обществе идея всеединства раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая в себе все национальности, снимающая все социальные противоречия и способствующая установлению на земле «царства божьего», понимаемого как «действительный нравственный порядок». Залогом установления такого всеединства является объединение западной и восточной, т.е. католической и православной, церквей.

Рассматривая проблему «человек и общество», Соловьев утверждал, что человек — вершина творения Бога. Общество есть расширенная личность, а личность — это сосредоточенное общество. Идеалы совершенного добра открывает христианство. Юридическое право не в состоянии это сделать: оно способно преградить путь для проявления лишь крайних форм зла. Требования добра необходимы в политике, экономике и вообще во всех сферах социума.

15. Проблема смысла жизни в русской философии второй половины XIX первой половины XX века.

Вечное, как известно, всегда актуально, и именно такова проблема смысла жизни до тех пор, пока существует человечество. В условиях мировоззренческого плюрализма и опасности отрыва от национальных основ важна тенденция обращения к отечественной религиозно-философской традиции, воспринимаемой в качестве альтернативы позитивистскому и технократическому подходам к миру, человеку и обществу, при которых утрачивается сам предмет философии – личность человека и её духовный мир. Особую актуальность приобретает утверждение русскими религиозными философами уникальности и абсолютной ценности жизни на Земле, её божественного источника и высшего предназначения. Кроме того, религиозный подход к проблеме смысла бытия мира и места человека в нём одним из своих следствий имеет обоснование непротиворечивого единства науки и религии (в отличие от материалистической философии, утверждающей их несовместимость), что важно для углублённого видения причин глобальных проблем человечества и их преодоления.

Осмысление бытия как сверхчувственной реальности, познание которой открывает смысл мира и назначение человека, и осмысление мироздания, его порядка, разумности, красоты - в общем, метафизику как онтологию и космологию активно развивали русские философы второй половины XIX – начала ХХ века на основе христианского мировоззрения. Отвечая на вопрос, есть ли смысл в мировой космической жизни в её целом или она, несмотря на свою грандиозность - бессмысленная игра слепых стихий, они отвергали материалистическую картину мира, а также виталистические учения по причине их пантеистического характера, что по определению делает жизнь человека бессмысленной.

Концепция развития мира в рамках русской религиозно-идеалистической философии с необходимостью предполагает наличие исходной и конечной точки этого процесса. На основании религиозной трактовки принципа развития В.Соловьёв раскрывал достижение смысла жизни человека и человечества, утверждая положение, что «бесконечное развитие есть просто бессмыслица, сontradictio in adjecto». Однако, согласимся с С.Булгаковым, что «полной внутренней устойчивости» в вопросе о происхождении мира Соловьёв так и не достиг, колеблясь между материализмом и теизмом: «Эволюцию он понимает не как дело абсолютного случая или творчество из ничего, но лишь как выявление сил, заложенных в мироздании». Эта позиция названа им «телеологическим эволюционизмом».

Раскрытие смысла человеческой жизни в русской религиозной философии связано с сопоставлением понятий временное – вечное, тленное - нетленное. Творение есть приведение Богом из небытия в бытие в пространстве и во времени. Всё временное изменчиво, неким образом тленно, но из этого не следует, будто всё созданное во времени обратится в небытие – допускается возможность его преобразования. Особенно велика роль нравственной воли человека, которая делает выбор путей собственного изменения. Находясь в русле православного мировоззрения, С.Франк всё временное, изменчивое и тленное не считает существом бытия, видит в нём не самостоятельную силу, а лишь «умалённость, неполноту и ущербность бытия и что это дефективное бытие …только и возможно на твердыне вечности. Бытие и вечность, вечная жизнь есть просто одно и то же; вечность есть целокупная, всеобъемлющая, сразу данная полнота бытия; и эта вечность есть наше исконное достояние, она всегда как бы готова нас принять в своё лоно, и только от нас, от нашей духовной энергии и готовности к самоуглублению зависит – пойти ли нам навстречу ей или бежать от неё на ту умалённую периферию, в ту «тьму кромешную», в которой всё течет и ничто не прочно».

Проблема происхождения мира, его смысла и места человека в нём рассматривается русскими религиозными философами - прежде всего Е.Трубецким, П.Флоренским и С.Булгаковым в русле софиологии – учения о взаимоотношении Бога, человека и мира, объясняющем смысл мироздания и его несовершенство. Н.Бердяев, полагая, что «космология всегда носила в христианстве контрабандный характер. Учение о Софии есть одна из попыток заполнить пробел», его не принимает, видя угрозу обожествления мира и умаления личности. Мы позволим себе не согласиться с этой оценкой и, не претендуя в рамках статьи всесторонне раскрыть учение о Софии постараемся показать, что в русской мысли космология не вытесняет антропологию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: