Ценообразование во внешнеторговой деятельности

1. Взаимообусловленность внутренних и внешнеторговых цен.

2. Проблемы измерения уровня и динамики внешнеторговых цен.

3. Обоснование цены внешнеторгового контракта.

-1-

Взаимообусловленность

Мировой рынок формируется на базе взаимодействия национальных рынков стран участниц мировой торговли. Характерной особенностью взаимодействия внутренних и внешних торговых цен выступает расхождение их уровней, которое обуславливается:

1. Обособленностью внутренних рынков от мирового

2. Особенностями мирового рынка по сравнению с товарным обменом в рамках отдельных стран.

Чем сильнее степень обособления национальных рынков от мирового, тем слабее связь между процессами ценообразования, которые протекают на этих рынках и тем больше различие в уровня внутренних и внешнеторговых цен.

3 типа таких обособлений:

1. Полная замкнутость внутренних рынков

2. Частичное обособление

3. Свободное движение товара

Следует отметить, что мировые цены сильнее влияют на внутренние, чем те на мировые.

1. Цены мировой торговли через импорт изменяют предложение товаров в рамках национального рынка и действуют в направлении снижения внутренних цен.

2. Высокие мировые цены на экспортируемую продукцию изменяют предложение товаров на внутреннем рынке и следовательно цены растут.

1. Масштабы же влияния внутренних цен на цены мировой торговли зависят от доли экспорта определенно товара данной страны в общемировом объеме экспорта.

На ряду с обособленностью внутренних рынков от мировой торговли существенное влияние на различие внутренних и внешнеторговых цен оказывают торговые и экономические особенности рынка:

1) Широта товарной номенклатуры

2) Значительный объем товарооборота

3) Множество обслуживаемых валют

4) Большая территориальная протяженность

5) Разнообразие каналов, по которым осуществляется торговля.

Мировой опыт показывает, что преобладающим вариантом ценовых расхождений между внутренними ценами и ценами международной торговли выступает превышение внутренних цен над внешнеторговыми, особенно по импортируемой продукции.

Превышение импортных цен над внутренними может быть лишь при дефиците товаров.

Экспортные цены не превышают внутренние, что объясняется следующими причинами:

4. Поставки на мировой рынок осуществляют наиболее конкурентоспособные фирмы

5. Более острая конкуренция на мировом рынке

6. Увеличение масштабов сбыта за счет внешней торговли позволяет экспортерам снижать цены

7. Стимулирования большинством стран своих экспортеров.

Но для отдельных стран и товаров возможен более высокий уровень экспортной цены по сравнению с внутренней, поскольку создаются дополнительные стимулы для вывоза товара.

-2-

Специфическая особенность функционирования мирового рынка – множественность обслуживающих его валют, которые создают проблемы для измерения уровня динамики цен и других стоимостных показателей внешнеторговой деятельности.

Выраженные на базе одной денежной единицы, они неизбежно несут в себе искажающее влияние валютного пересчёта в результате колебания курсов валют и различных темпов инфляции в отдельных странах.

Чаще всего цены внешней торговли измеряются в $. Поэтому содержат информацию не только о динамике цен в международной торговле, но и о движении покупательной силы доллара на мировых рынках (всякий раз, когда курс валюты, принятый для оценки показателей внешней торговли, поднимается по отношению к другим денежным единицам, объёма мировой торговли, выраженный в этой валюте)

Для получения более объективной картины динамики цен внешней торговли используют ППС (паритет покупательской способности)

ППС различных валют показывает сколько требуется двух различных валют для покупки одиночного объема товаров и услуг. В более развитых странах обменные курсы приблизительно равны или ниже ППС. В менее развитых странах они значительно выше ППС. Т. е. обменные курсы занижают ППС валют.

Сопоставление ППС и обменных курсов отражает относительный уровень национальных цен определенной страны (НУЦ).

НУЦ – отношение стоимости определенного набора товаров в одной стране к их стоимости в другой в условиях, когда цены в обеих странах выражаются в одной валюте и для перевода валюты используется обменный курс.

НУЦ=ППС / ОК (обменный курс)

Между РБ и РФ определяется ППС и НУЦ.

Набор товаров для определения ППС включает наиболее распространенные и сопоставимые по потребительским свойствам и качеству товары народного потребления. Перерасчет ППС:

n- количество товара

- доля ресурсов населения государства на приобретение товара i

- средняя цена товара i на потребительском рынке Беларуси с учетом всех каналов реализации

- средняя цена товара i на потребительском рынке России с учетом всех каналов реализации

Динамика НУЦ в РБ и РФ


I этап 1993-94 г.г. Характеризуется:

a) Заниженный курс белорусского рубля

b) Средняя з/плата в 4 раза ниже, чем в России

c) Массовый вывоз товаров

d) Защита потребительского рынка

II этап 1995-96

a) Стабилизация национальной валюты

b) Движение товаров снизилось

c) З/плата ниже в 2 раза, чем в России

d) Сохраняется большая инфляция

III этап 1997-98

a) Девальвируется национальная валюта

b) Неограниченный вывоз товаров и административная защита потребительского рынка

IV этап 1999-2003-настоящее время

a) Постепенная стабилизация национальной валюты (девальвация меньше инфляции)

b) З/плата приближается к средней российской

c) Цены белорусских товаров сравнялись и превысили российские

С 1993года по настоящее время резко подорожал наш импорт из стран СНГ (нефть в 5раз, газ в 4, электроэнергия в 3раза, металл в 5); также выросли цены на экспортируемые товары (6 раз).

В результате увеличения затрат и контрольных цен внешнеторговый оборот рос высокими темпами при незначительном повышении или даже уменьшении физического объема торговли.

-3-

Процедура формирования внешнеторговой цены отличается достаточной сложностью и состоит из ряда этапов, которые могут осуществляться, как последовательно, так и параллельно.

В их число входят:

a) Выбор базисных мировых рынков и цен

b) Применение системы коммерческих поправок к базисным ценам

c) Учет в цене внешнеторгового контракта качества товара и фактора времени

d) Отражение валютно-финансовых условий и условий поставки

e) Использование системы скидок с цен и уторгование контрольной цены

f) Включение налогов и сборов в цену контракта

1.Выбор базисных мировых рынков – тщательное изучение конъюнктуры мирового рынка, на который внешнеторговая фирма предполагает выйти со своим товаром.

Сфера изучения базисных рынков включает анализ состояния:

a) совокупного спроса и предложения на конкретный товар, как на момент заключения контракта, так и в динамике.

b) основных производителей, продавцов и покупателей, курсы их акций, характер взаимоотношений.

c) темпы инфляции, уровень учетных ставок ЦБ, динамику курса валюты, степень и сферы гос. регулирования экономики.

d) таможенные пошлины, квотирование, лицензирование.

На основе информации могут быть выбраны один или несколько рынков, которые должны отвечать ряду требований:

1. Экспортно-импортные операции на этих рынках должны отличаться крупномасштабностью и регулярностью.

2. Реализуемая на этих рынках продукция пор своим технико-экономическим параметрам должна соответствовать передовому научно-техническому уровню и организации производства.

3. Торговля должна вестись на обычных коммерческих условиях, без каких-либо ограничений, искажающих уровень рыночных цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: