Тема 6. Методы обучения истории, праву и обществознанию

Методы, приемы обучения истории, праву и обществознанию. Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения. Соотношение понятий «метод» и «прием» обучения. Взаи­мосвязь средств обучения и способов взаимной деятельности учителя и учащихся.

Методы работы учителя и учащихся. Методы устного изложения: объяснительно-иллюстративный, развивающий, проблемный. Диалог как способ развития личности уче­ника и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Пробле­мы организации диалога на уроке. Использование учителем различных источников знаний при изложении материала.

Методы обучения по источникам получения знаний: словесные, наглядные, практические. Организация познавательной деятельности учащихся. Обучение учащихся умению пользоваться приемами устного изложения. Беседа, ее виды и роль в изучении теоретического материала. Аналитическая, эвристическая беседы. Логические задания. Таблицы. Требования к развитию речи. Подготовка рассказа по тексту учебника и с использованием наглядных пособий. Использование исторических документов как средства обогащения речи. Изложение материала на основе нескольких источников. Конспектирование, тезирование, цитирование. Составление планов, справок. Аннотирование, рецензирование. Словарная работа. Эссе, рефераты.

Методы работы с печатными средствами обучения истории и обществознанию. Учебник - основной источник знаний. Приемы работы с текстом учеб­ника с учетом задач урока и возрастных особенностей учащихся. Использование исторических источников и художественной литературы в обучении истории. Осо­бенности изучения исторических источников в школе. Приемы использования их на уроках. Овладение школьниками элементами научного исторического исследования. Роль художественной литературы в изучении истории и обществознания. Методика работы с художественной и справочной литературой.

Наглядность: типы и виды пособий. Особенности и роль наглядного обучения. Правила отбора и демонстрации учебно-наглядных средств. Методика работы с изобразительной наглядностью. Использование условно-графической наглядности. Роль педагогического рисунка, его значение в обучении истории, праву и обществознанию. Обучение школьников самостоятельному составлению схем, гра­фиков, таблиц. Методика использования технических средств обучения.

Практические методы обучения: познавательные задания, обучение на опыте общественной деятельности и т.д. Необходимость использования практических методов.

Методы обучения по уровню познавательной деятельности учащихся.

Критерии выбора оптимального комплекса методов обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: