Внимание является одной из важнейших психофизиологических функций, обеспечивающих оптимизацию процессов воспитания и обучения. Внимание — сложный системный акт, в котором принимают участие различные структуры мозга.внимание повышает уровень активации коры больших полушарий. С одной стороны, внимание активируя определенные области для избирательного включения различных областей коры в этот процесс. С другой стороны, внимание осуществляется на основе анализа и обработки всей поступающей информации.
Критическим периодом в формировании непроизвольного внимания является 2-3 месячный возраст — ориентировочная реакция приобретает черты исследовательского характера.
В грудном возрасте особенности активационных процессов определяют специфику произвольного внимания в этом возрасте — внимание маленького ребенка привлекают в основном эмоциональные раздражители. Вплоть до 5-летнего возраста эта форма внимания легко оттесняется непроизвольным вниманием, возникающим на новые привлекательные раздражители.
|
|
Существенные изменения корковой активации, лежащей в основе внимания, отмечены в 6-7 летнем возрасте. Существенно возрастает роль речевой инструкции в формировании произвольного внимания.
Качественные сдвиги в формировании нейрофизиологических механизмов отмечены в 9-10 лет. Структурно-функциональное созревание лобных областей коры обеспечивает организацию процессов локальной регулируемой активации в соответствии с принятием решения на основе проанализированной информации или словесной инструкции.
В начале подросткового периода (12-13 лет) нейроэндокринные сдвиги, связанные с началом полового созревания, приводят к изменению корково-подкоркового взаимодействия, ослаблению корковых регулирующих влияний на активационные процессы — ослабляется внимание, нарушаются механизмы произвольной регуляции функций. К концу подросткового периода механизмы внимания соответствуют таковым взрослого.