Тема 5. Публицистический стиль. Фразеологизмы

Основные понятия по теме: политико-идеологическая лексика, фразеологизмы.

Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом, например: за тридевять земель - «далеко», бить баклуши – бездельничать. Фразеологизм в предложении является одним членом предложения: Ониработали засучив рукава. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы: например, за тридевять земель – на краю света, куда ворон костей не заносил. За тридевять земель – рукой подать. Фразеологизмы используются в речи для того, чтобы придать высказыванию выразительность, служат средством создания образности.

Основные признаки фразеологизмов: сложные по составу,семантически неделимы, постоянны по составу, воспроизводимы.

Фразеологизмы используются во всех речевых стилях. При этом они выполняют различную функцию. В научной речи фразеологизмы употребляются в функции названия и представляют собой термины (удельный вес, точка опоры, центр тяжести, глазное яблоко и др.). В официально-деловом стиле употребляются несвободные сочетания слов, выполняющие функцию названия учреждений, должностей (Департамент здравоохранения, заместитель Генпрокурора, мастер спорта, минимальная зарплата, повестка дня и др.). В публицистическом стиле используется ряд фразеологизмов: шоковая терапия, прямой эфир, переговоры за круглым столом, в теплой дружественной обстановке, лицом к лицу др. В художественной литературе фразеологизмы используются как средство достижения образности, яркости, средство эстетического воздействия. Это становится возможным благодаря экспрессивно-стилистической окраске фразеологизмов.

Фразеологизмы бывают нейтральные (идти навстречу, сдержать слово, белое пятно, белая ворона, закрывать глаза, сбить с толку, находить общий язык); книжные (брать на себя смелость, одержать победу, потерпеть фиаско, как зеницу ока, Ахиллесова Пята, воплощать в жизнь, дамоклов меч и др.); разговорные(как пить дать, на седьмом небе, засучив рукава, клевать носом, ходить вокруг до около, вставлять палки в колеса, не ударить лицом в грязь и др.); просторечные(зуб на зуб не попадает, глаза на лоб полезли, во все горло, кот наплакал, у черта на куличках, трезвонить во все колокола и др.).

Публицистический стиль - обслуживает сферу общественных отношений: политико-идеологическую, общественно-экономическую, культурную и др. Он является наиболее популярным из всех книжных стилей, поскольку его распространению способствуют средства массовой информации и пропаганды - пресса, радио, кино, телевидение.

Тексты, относящиеся к этому стилю, отличаются разнообразием тем и языковых оформлений. Все жанры публицистики имеют общие черты - воздействие на сознание людей путем убеждения и формирование определенного общественного мнения.

Стилевые черты публицистического стиля: эмоциональность, оценочность, побудительность, конкретность, абстрактность, логичность. Языковые средства публицистического стиля: лексические (слова словосочетания в прямом и переносном значении, например, избиратель, выборы, слуги народа, налогоплательщик); книжные и разговорные фразеологизмы (красной нитью, задает тон, делает погоду, голая правда и др.).

Значительную часть лексики публицистического стиля составляют общелитературные слова и термины различных наук, военного дела, искусства, спорта: диалог между странами, дойти до точки кипения, кульминацией событий стало, роль первой скрипки.

В газетных жанрах публицистики распространены различные речевые стереотипы (стандарт, клише, штамп, например, в рамках международного сотрудничества…, состоялась встреча…, проектом (законом) предусматривается …).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: