Пояснительная записка. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

УО «Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж»

Заочное отделение

Психология и этика деловых отношений

Методические указания

По изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению

Для учащихся заочной формы обучения 1 курса

Специальность 2-25 01 35

«Бухгалтерский учёт, анализ и контроль»

Полоцк


Автор: И.Д. Беляева, Г.В. Жойдик преподаватели УО «Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж»

Разработано на основе типовой учебной программы дисциплины

«Психология и этика деловых отношений», утверждённой Министерством образования Республики Беларусь 25. 06. 2007 г.

Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии юридических дисциплин УО «Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж» 10.12.2014 г. протокол № 5


СОДЕРЖАНИЕ

  Пояснительная записка 4-5
  Тематический план  
  Типовая учебная программа 7-14
  Литература 15-16
  Общие методические рекомендации по написанию домашней контрольной работы 17-18
  Перечень вопросов для выполнения домашней контрольной работы 18-19
  Перечень практических заданий для выполнения домашней контрольной работы 20-24
  Таблица распределения контрольных вопросов и заданий для индивидуального задания домашней контрольной работы  
  Вопросы к обязательной контрольной работе по дисциплине 27-28
  Практические и тестовые задания к обязательной контрольной работе по дисциплине 28-31

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В успешной деятельности современного работника, имеющего среднее специальное образование, все большее значение приобретает профессиональная компетентность в области психологии и этики деловых отношений. Данная компетентность основывается, прежде всего, на знании себя, своих особенностей и возможностей, понимании внутреннего мира другого человека, умении общаться, предотвращать и преодолевать конфликтные ситуации и т. п. Многие производственники отмечают, что в ряде случаев трудности профессиональной адаптации выпускников средне - специальных учебных заведений связаны не с уровнем квалификации, а с неумением строить правильные взаимоотношения в коллективе как по «вертикали», так и по «горизонтали».

Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, а победить - прежде всего, себя, а затем обстоятельства.

Каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное ощущать радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо.

Культура - это умение строить человеческое сообщество. Экономика всецело зависит от этого умения. Культура проявляется в умении жить в согласии с другими, вести беседу и организовывать совещания, писать личные и деловые письма, слушать и слышать человека, организовывать свою личную жизнь и отдых. Главное в общении - не "зазубривание" правил, а такое владение языком, чтобы кратко, точно и впечатляюще звучала любая, самая сложная, мысль. Широкие и глубокие знания - это не только условие высокой профессиональной квалификации, но и важнейший ресурс, который, в отличие от природного сырья, не исчерпывается, а приумножается.

Исследования, проводимые психологами и социологами, убедительно показывают, что мы чаще озадачены тем, как изменить других людей или ситуацию. Значительно труднее причину своего неблагополучия, личных неудач, безрадостной жизни увидеть в себе, в своём отношении к жизни и другим людям.

Высокая культура и нравственность - это благо не только для общества в целом, это благо для каждой конкретной личности. Уметь - значит быть свободным, уметь - значит больше чем иметь. Культура делает человека свободным, экономически независимым. Имея высокую профессиональную культуру, человек не боится личной безработицы и банкротства предприятия.

В рыночной экономике ценность образования растёт, и место в жизни обеспечивается не столько связями, сколько состязанием умов, трудолюбием и инициативой. Бесполезных знаний нет. Это уже важно само по себе. А процесс получения этих знаний - прекрасное условие для развития интеллекта и мира чувств.

Целями изучения дисциплины «Психология и этика деловых отношений» являются:

ü формирование представлений о значимости и роли психологических и этических знаний в профессиональном становлении будущего специалиста

ü формирование практических умений поддерживать благоприятных морально-психологический климат в коллективе

ü воспитание личностных качеств, обусловливающих социальную адаптацию выпускников среднего специального учебного заведения в коллективе, развитие коммуникативных и организаторских способностей

В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:

ü основные понятия, задачи и методы психологии и профессиональной этики

ü психологическую структуру личности, психологические характеристики компонентов структуры личности современного специалиста

ü основные психологические характеристики познавательных процессов личности современного специалиста

ü основные психологические характеристики эмоционально-волевой сферы личности специалиста, их роль в профессиональной деятельности специалиста

ü характеристики индивидуально-психологических особенностей личности специалиста, их проявления в учебной и трудовой деятельности

ü сущность, причины, пути предупреждения и способы разрешения конфликтов в трудовом коллективе

В результате изучения дисциплины учащиеся должны уметь:

ü определять особенности развития познавательной сферы личности, характеризовать методы развития познавательных процессов

ü определять особенности волевого потенциала личности, вырабатывать умение волевой саморегуляции

ü определять состояние морально-психологического климата в трудовом коллективе

ü применять основные приемы общения на практике

ü применять способы предупреждения и разрешения конфликтов в учебной и профессиональной деятельности.

Заочная форма обучения предполагает самостоятельное изучение большей части материала, систематизация, обобщение и корректировка которого затем будет произведена на лекционно-экзаменационной сессии (ЛЭС). Для получения определенного уровня результативности учащимся предлагается тематический план изучения дисциплины «Психология и этика деловых отношений», который позволяет сориентироваться учащимся в темах курса.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятий № № групп   Наименование раздела, тем по программе, тем отдельных занятий Количество часов
            ВСЕГО Теорет. Практ. Самост.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
              Введение        
              Раздел 1. Познавательная сфера личности современного специалиста        
              Ощущения и восприятие        
              Память и внимание        
              Мышление и воображение        
              Раздел 2. Эмоционально-волевая сфера личности специалиста        
              Эмоции и чувства.        
              Воля        
              Раздел 3. Личность и деятельность        
              Психологическая структура личности современного специалиста        
              Психологическая характеристика деятельности        
              Раздел 4. Индивидуально-психологические особенности личности специалиста        
              Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Учет особенностей темперамента в учебной и трудовой деятельности        
              Характер        
              Способности        
              Раздел 5. Морально-психологический климат трудового коллектива и этические нормы взаимоотношений в коллективе        
              Морально-психологический климат трудового коллектива и этические нормы взаимоотношений в коллективе        
              Раздел 6. Деловое общение и этикет        
              Деловое общение        
              Этикет как проявление нравственной культуры        
              Конфликты: причины, пути преодоления        
              Всего:        

ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Цель изучения темы Содержание темы Результат  
ВВЕДЕНИЕ  
Сформировать знания об основах психологии и профессиональной этики и их значении в деятельности специалиста Предмет и задачи психологии и профессиональной этики. Методы современной психологии и этики и их использование в профессиональной деятельности. Требования к нравственному облику современного специалиста. Высшие общечеловеческие ценности. Сознание и психика. Структура сознания и его основные психологические характеристики. Основные понятия: ü психология, этика, отношения личные и деловые; ü наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование; ü общечеловеческие ценности; ü сознание, психика. Высказывает суждение о предмете, задачах и методах современной психологии и этики, особенностях их использования в профессиональной деятельности  
РАЗДЕЛ 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА 1.1 Ощущение и восприятие  
Сформировать знания об ощущении и восприятии как познавательных психических процессах и их значении в профессиональной деятельности специалиста Понятие об ощущении и восприятии. Классификация и виды ощущений и восприятий. Особенности ощущений и восприятий и их развитие в профессиональной деятельности. Основные понятия: ü ощущение, чувствительность, адаптация, сенсибилизация, синестезия, взаимодействие ощущений; ü восприятие, предметность, целостность, константность, апперцепция, избирательность; Объясняет содержание и значение ощущения и восприятия в профессиональной деятельности специалиста  
  1.2. Психологическая характеристика внимания    
Сформировать знания о внимании как познавательном психическом процессе и его значении в профессиональной деятельности специалиста Понятие о внимании. Виды внимания, их характеристика. Свойства внимания и их развитие в профессиональной деятельности. Развитие наблюдательности. Основные понятия: ü внимание, доминанта, произвольное, непроизвольное, постпроизвольное внимание, объем, устойчивость, колебание, распределение, переключение, отвлечение, рассеянность внимания; Объясняет содержание и значение внимания в профессиональной деятельности специалиста
Научить определять особенности устойчивости, переключения и распределения внимания, характеризовать методы развития данных свойств Практическая работа: Изучение устойчивости и переключения внимания методом сложения чисел с переключением Основные методы развития внимания Определяет особенности устойчивости, переключения и распределения внимания, характеризует методы развития данных свойств  
  1.3. Память    
Сформировать знания о памяти как познавательном психическом процессе и его значении в профессиональной деятельности специалиста Понятие о памяти. Виды памяти и их развитие в трудовой деятельности. Процессы памяти. Рациональные приемы запоминания. Основные понятия: ü запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание, виды памяти, непроизвольная, произвольная память, рациональные приемы запоминания, типы памяти; Объясняет содержание и значение памяти в профессиональной деятельности специалиста  
Научить определять индивидуальные особенности памяти, познакомить с методами ее развития Научить устанавливать преимущества логического запоминания перед механическим Научить рациональным приемам запоминания Практическая работа: Определение типа памяти учащихся методом запоминания по-разному воспринятых слов. Сравнение продуктивности логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов. Рациональные приемы запоминания учебного материала.   Определяет свой тип памяти Устанавливает преимущества логич. запоминания в сравнении с механическим Использует рациональные приемы запоминания учебного материала  
  1.4. Мышление и речь    
Сформировать знания о мышлении и речи как познавательных психических процессах и их значении в профессиональной деятельности специалиста Понятие о мышлении как о высшей форме познавательной деятельности. Виды, операции и формы мышления, их психологические и профессиональные особенности. Развитие технического мышления. Мышление и речь. Единство мышления и речи. Функции речи. Виды речи. Основные понятия: ü мышление, анализ, синтез, сравнение, обобщение, понятие, суждение, умозаключение, конкретно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление, речь; Объясняет содержание и значение мышления и речи в профессиональной деятельности специалиста  
Сформировать умение выделять существенные признаки предметов и явлений Практическая работа: Оценка вербально - логического мышления с помощью методики «Исключения слов». Выделяет существенные признаки предметов и явлений  
1.5. Воображение  
Сформировать знания о воображении как познавательном психическом процессе и его значении в профессиональной деятельности специалиста Понятие о воображении. Воображение как «образное мышление». Виды воображения. Индивидуальные качества воображения. Роль воображения в профессиональной деятельности. Техническое творчество. Основные понятия: ü воображение, творческое, воссоздающее воображение, мечта, грезы, интуиция, фантазия, творчество, агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация. Объясняет содержание и значение воображения в профессиональной деятельности специалиста  
Научить определять индивидуальные различия воссоздающего и творческого воображения Практическая работа: Исследование индивидуальных различий воссоздающего воображения Исследование особенностей творческого воображения Рациональные приемы творческого воображения Определяет собственные индивидуальные различия воссоздающего и творческого воображения, использует методы саморазвития творческого потенциала  
РАЗДЕЛ 2. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА 2.1. Эмоции и чувства  
Сформировать понятие об эмоциях и чувствах, их роли в профессиональной деятельности специалиста, о возможностях преодоления стрессовых состояний Понятие об эмоциях и чувствах. Основные эмоциональные состояния и их внешнее выражение. Настроения. Стрессовые состояния. Виды чувств и их формирование в профессиональной деятельности. Нравственные чувства. Роль чувств в познавательной и практической деятельности специалиста. Чувства и потребности человека. Основные понятия: ü эмоции, чувства, стенические и астенические чувства, настроения, аффекты, страсти, стресс, фрустрация; Описывает эмоциональную сферу личности, имеет представление о возможностях преодоления стрессовых состояний  
Научить определять особенности эмоционального состояния Практическая работа: Определение уровня тревожности по методике Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина, определение эмоционального состояния. Определение эмоционального состояния Определяет особенности собственного эмоционального состояния  
  2.2. Воля    
Научить анализировать волевые проявления личности, познакомить с методами волевой саморегуляции Понятие о воле. Особенности волевой деятельности. Волевое усилие. Особенности проявления воли в профессиональной деятельности. Волевые качества личности и самовоспитание воли современного специалиста. Основные понятия: ü воля, структура волевого действия, волевые качества личности, саморегуляция Анализирует волевые проявления личности, имеет представление о методах волевой саморегуляции  
  Сформировать умение определять особенности волевого потенциала личности, выработать умение волевой саморегуляции Практическая работа: Определение волевого потенциала личности. Методы волевой саморегуляции личности.   Определяет особенности своего волевого потенциала Осуществляет волевую саморегуляцию  
РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 3.1.Психологическая структура личности современного специалиста  
Сформировать понятие о структуре личности и научить анализировать структурные компоненты личности и движущие силы ее развития Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Направленность личности специалиста. Мотивы поведения. Интересы. Нравственные убеждения. Мировоззрение. Установки и особенности их формирования в процессе профессионального становления. Движущие силы развития личности. Самосознание личности современного специалиста. Нравственное самовоспитание. Образ «Я», самооценка и уровень притязаний. Основные понятия: ü человек, индивид, личность, структура личности, направленность личности, цели, уровень притязаний, самооценка, мировоззрение, идеалы, убеждения, интересы, мотивы поведения, потребности, ценностные ориентации личности. Характеризует структуру личности, анализирует структурные компоненты и движущие силы развития личности специалиста  
Научить определять профессиональную направленность личности, составлять психограмму профессии Практическая работа: Определение профессиональной направленности личности учащихся. Составление профессиограммы профессии. Определяет профессиональную направленность личности, составляет психограмму профессии  
  3.2 Психологическая характеристика деятельности    
Сформировать понятие о деятельности, ее видах, психологических особенностях и способах выполнения Понятие о деятельности. Основные виды деятельности, их психологические особенности. Деятельность и активность современного специалиста. Потребности как источник активности. Потребности и мотивация деятельности. Навыки, умения, привычки как способы выполнения деятельности. Основные понятия: ü деятельность, активность, действия, операции, навыки, умения, привычки, игра, учение, труд Объясняет структуру различных видов деятельности. Характеризует различные способы выполнения деятельности  
Сформировать умение определять мотивацию достижения Научить характеризовать типичные и индивидуальные требований к соответствующей профессиональной деятельности Практическая работа: Измерение мотивации достижения в трудовой деятельности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. Изучение типичных и индивидуальных требований к данной профессиональной деятельности со стороны учащихся. Определяет особенности своей мотивации достижения в трудовой деятельности Характеризует типичные и индивидуальные требования к соответствующей профессиональной деятельности.  
РАЗДЕЛ 4. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА 4.1 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности специалиста  
Сформировать знания об особенностях темперамента и его проявлениях в учебной и трудовой деятельности Понятие о темпераменте. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Темперамент и индивидуальные стили профессиональной деятельности. Учет темперамента в учебной и трудовой деятельности. Основные понятия: ü темперамент, холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик, тип высшей нервной деятельности, индивидуальный стиль деятельности Объясняет и анализирует различные проявления темперамента в учебной и трудовой деятельности  
Научить характеризовать индивидуально-психологические особенности личности Практическая работа: Изучение индивидуально-психологических особенностей личности с целью диагностики нейротизма, экстра-интроверсии и типа темперамента с помощью личностного опросника Г.Айзенка. Характеризует собственные индивидуально-психологические особенности  
  4.2 Характер    
Сформировать знания об особенностях характера и его проявлениях в учебной и трудовой деятельности Понятие о характере. Структура характера. Поступок и формирование характера в учебной и трудовой деятельности. Характер и индивидуальность Основные понятия: ü характер, структура характера, поступок Объясняет и анализирует различные проявления характера в учебной и трудовой деятельности  
  4.3 Способности    
Сформировать понятие о способностях и их проявлениях в учебной и трудовой деятельности Понятие о способностях. Их виды. Количественная и качественная характеристика способностей. Структура способностей. Задатки и способности. Профессиональные способности. Формирование способностей в трудовой деятельности. Основные понятия: ü способности, одаренность, талант, гений, общие и специальные способности, задатки, склонности, профессиональная пригодность, профориентация. Объясняет и анализирует различные проявления способностей в учебной и трудовой деятельности  
Сформировать умение определять особенности самооценки учащихся Практическая работа: Определение уровня самооценки учащегося. Определяет особенности самооценки собственных личностных качеств  
РАЗДЕЛ 5. МОРАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ  
Дать понятие об анализе морально-психологического климата в трудовом коллективе Группы и их классификация. Коллектив как высшая форма развития группы. Межличностные отношения в коллективе. Межличностный выбор. Психологический климат. Понятие о лидере. Формирование коллективизма в трудовой деятельности. Соотношение личного и общественного. Основные понятия: ü группа, коллектив, межличностные отношения, психологический климат, лидерство Определяет состояние морально-психологического климата в трудовом коллективе  
РАЗДЕЛ 6. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ И ЭТИКЕТ 6.1. Психологические особенности общения и этикет  
Сформировать представление об общении по «горизонтали» и по «вертикали», об основных приемах общения Научить анализировать структуру делового общения Содержание, структура, цели и функции делового общения. Особенности общения по «горизонтали» и «вертикали». Техника и приемы общения. Этикет как высшее проявление нравственной культуры в профессиональной деятельности. Основные понятия: ü общение, деловое общение, этикет Высказывает общее суждение о закономерностях общения по «горизонтали» и по «вертикали» Анализирует понятия общения и этикета Применяет основные приемы общения на практике  
  6.2. Конфликты: причины, пути преодоления    
Сформировать знания о сущности, причинах конфликтов, путях предупреждения и способах разрешения Конфликты, их причины. Пути предупреждения и разрешения конфликтов в трудовом коллективе. Основные понятия: ü конфликты, способы реагирования в конфликте Характеризует сущность и причины конфликтов, объясняет пути их предупреждения и способы разрешения  
Научить характеризовать индивидуальные особенности эмоционального поведения в напряженной деловой обстановке. Выработать способы рационального поведения в стрессовой ситуации. Научить определять особенности социально-психологического климата в коллективе учащихся, характеризовать механизмы адаптации в трудовом коллективе Практическая работа: Оценка способов реагирования в конфликте. Изучение социально-психологического климата в коллективе. Характеризует свои индивидуальные особенности эмоционального поведения в напряженной деловой обстановке и использует способы рационального поведения в стрессовой ситуации Определяет особенности социально-психологического климата в своем коллективе, характеризует механизмы адаптации в трудовом коллективе  

ЛИТЕРАТУРА

https://psiholog.pgaek.org/ «Психология и этика деловых отношений» сайт преподавателя социально-гуманитарных дисциплин Беляевой И.Д.

1. Атватер И. Я Вас слушаю... М., 1984.

2. Безруких М. М. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. М., 1991.

3. Бенедиктова В. И. О деловой этике и этикете. М., 1994.

4. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.

5. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.

6. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.

7. Бороздина Г.В. Психология и этика деловых отношений Мн., РИПО 2008

8. Бороздина Г.В. Психология делового общения, М., ИНФРА-М, 2004

9. Браим И. Культура делового общения. Мн., 1994.

10. Васильев В. Н. Здоровье и стресс. М., 1991.

11. Все об этикете / Редакторы-Составители И.М. Крохина, А. Л. Крупенин. Ростов н /Д., 1995.

12. Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. М., 1988.

13. Дебольский М. Психология делового общения. М., 1992.

14. Демидов Н., Юрьев Ю. Культура одежды. Коринф-интербизнес. 1992. № 4.

15. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М., 1990.

16. Как вести переговоры //Деловой человек. М.,1992, № 2.

17. Карандашов Н. В. Основы психологии общения. Челябинск, 1990.

18. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Мн., 1998.

19. Коломинский Я. Л. Человек: психология. Мн., 1998.

20. Красникова Е.А., Смоленцев В.М. Этика деловых отношений: Учеб. пособие для преподавателей. СПБ, 1992.

21. Кузин Ф. А. Делайте бизнес красиво. М., 1995.

22. Ладанов И. Д. Мастерство делового взаимопонимания. Владикавказ, 1990.

23. Лебедева М. М. Умейте вести переговоры. М., 1991.

24. Лунева О. В., Хорошилова Б. А. Психология делового общения. М., 1987.

25. Лупьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стрессы. М., 1988.

26. Мелибруда Е. А. Я — ты — мы. Психологические возможности общения. М., 1986.

27. Методы практической психологии общения. Л., 1990.

28. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1987.

29. Немов Р.С. «Психология», том 1, М, 2002

30. Ночевник М. Н. Культура и этика общения. Ташкент, 1985.

31. Обозов Н. Н. Психологическая культура взаимных отношений. М., 1986.

32. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

33. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1989.

34. Омаров AM. Предприимчивость руководителя. М., 1992.

35. Основы предпринимательского дела. М., 1992.

36. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.

37. Пиз А. Язык телодвижений. Н. Новгород, 1992.

38. Психология управления сельскохозяйственным коллективом. Мн., 1993.

39. Роберт М. Фалмер. Энциклопедия современного управления. М., 1992. Т. 5.

40. Руководство по дипломатическому протоколу и этикету. Мн., 1992.

41. Рютингер Р. Культура предпринимательства. М., 1992.

42. Сафьянов В. И. Этика общения //Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Этика". М., 1991. № 11.

43. Секреты умелого руководителя / Сост. И. В. Липсиц. М., 1991.

44. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982. Сапер П. Л. Основы искусства речи. М., 1992.

45. Толстых А. В. Наедине со всеми. О психологии общения. Л., 1990.

46. Селюков Ф. Т. Административная этика //Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Экономика". М., 1991. № 3.

47. Словарь по этике. М., 1989.

48. Снелл Ф. Искусство делового общения. М., 1990.

49. Соловьев Э. Я. Этикет делового человека. Мн., 1994.

50. Фомин Ю. А. Психология делового общения. Мн., 2003

51. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.

52. Холопова Т. И.. Лебедева М. М. Протокол и этикет для деловых людей. М., 1994.

53. Психология: Словарь. М., 1990.

54. Цуранова С.П., Павлова и.М. Психология и этика деловых отношений. Практикум. Мн., РИПО 2008

55. Шейнов П. В. Психология и этика делового контакта. Мн., 1996.

56. Щекин Г. В. Практическая психология менеджмента. Киев, 1994.

57. Юсупов И. М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: