Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972

ших психических функций как изначально данных человеку свойств, обусловленных генетической программой. --"Советские психологи, признавая значение наследственности и Утверждая определяющую роль социальной среды в психическом развитии ребенка, подчеркивают, что ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на личность вне ее' собственной активности. Лишь при реализации своей активности ребенок будет испытывать влияние окружающей среды, и лишь при этом условии проявятся особенности его наследственности. По существу, в активности ребенка обнаруживается и биологическое и социальное в их единстве.

Необходимость учета активности самого ребенка вытекаег из важнейшего принципа марксистской психологии—единства сознания и деятельности.

Сознание проявляется и формируется в деятельности. Система отношений порождается системой деятельности. Формы проявления активности детей отличаются большим многообразием: от примитивных подражательных действий с предметами до активности инициативной, творческой, созидательной. Но в какой бы форме ни проявлялась активность ребенка, она необходима для познания окружающего мира, важна для его развития. В активности ребенок и проявляет себя, и развивается. Эффект развития будет зависеть от управления активностью со стороны взрослых. Руководить активностью детей важно на всех этапах их психического развития. Цели,задачи и возможности развития детей должны быть осознаны и приняты воспитателем, учителем.

Основными формами организации активности детей являются обучение и воспитание. Общественное обучение и воспитание определяют психическое развитие ребенка, его познавательные способности, знания, способы «добывания» этих знаний, характер отношений к миру, людям, самому себе.

Движущие силы психического развития ребенка. Существуют две диаметрально противоположные концепции развития: диалектико-материалистическая и метафизическая. Эти два взгляда на развитие наметил В. И. Ленин в работе «К вопросу о диалектике»: «Две основные (или две возможные? или две в истории наблюдающиеся?) концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей...

При первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне—бог, субъект etc.). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника «само» движения.

Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая—жизненна. Только вторая дает ключ к «самодвижению» всего су-Щего; только она дает ключ к «скачкам»",' к «перерыву посте-

За 51


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: