Заказ 3984

;«7

Понятий и степень включения их в систему. Высшим уровнем умственного развития тогда является установление взаимосвязи между различными понятиями.

Как показывают исследования, учащиеся с более высоким интеллектуальным развитием не только легко овладевают приемами абстрагирования и обобщения, но и обнаруживают способность самостоятельно вырабатывать новые приемы. У них замечается и явление широкого переноса способов решения с одного класса задач на другой.

Н. А. Менчинская связывает понятие умственного развития с понятием обучаемости. Под этим термином понимается «способность достигать в более короткий срок более высокого уровня усвоения». Н. А. Менчинская связывает обучаемость с высоким уровнем выполнения умственных операций: анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования, с легкостью перехода от конкретного вида мышления к абстрактному, и обратно, с активностью и гибкостью мыслительных процессов.

3. И. Калмыкова ведущим показателем умственного развития считает экономичность и самостоятельность мышления. Внешне процесс решения задач у учащихся, характеризующихся «экономичностью» мышления, отличается лаконичностью, краткостью, выражением лишь ключевых моментов решения. Учащиеся с низким уровнем умственного развития слабо используют информацию, заложенную в условие задачи, часто решают ее на основе слепых проб. Путь к решению оказывается малоэкономичным, перегружен ложными суждениями"..

Вопросы психического развития младших школьников в учебно-воспитательном процессе глубоко изучались Л. В. Зан-ковым и его сотрудниками. Л. В. Занков выделяет три линии развития: развитие деятельности наблюдения, мыслительной деятельности и практических действий. Учащийся должен ов-.ладеть приемами выполнения каждой из них. Прогресс общего развития проявляется в том, насколько учащиеся могут объединить все эти приемы в единую систему.

Экспериментальная дидактическая система Л. В. Занкова вытекает из основной идеи: если учебно-воспитательный процесс будет наиболее эффективным для общего развития школьников, то он будет и надежной основой сознательного и прочного усвоения знаний.

В системе Л. В. Занкова решающая роль принадлежит принципу обучения на высоком уровне трудности. Характер трудности определяется неразрывной связью этого принципа с другим, в котором подчеркнута ведущая роль теоретических знаний в начальном обучении. Следовательно, имеется в виду не любая трудность, а трудность, заключающаяся в Познании

' См.: Проблемы диагностики умственного развития учащихея/Под ред. 3. И. Калмыковой. М., 1975, с. 23.

Взаимозависимости явлений, их внутренней, существенной связи. Принцип высокого уровня трудности находится в определенной зависимости от другого принципа — идти вперед быстрым темпом. Но это не значит торопиться. «Этот принцип требует постоянного движения вперед. Непрерывное обогащение ума школьника разносторонним содержанием создает благоприятные условия для все более глубокого осмысления получаемых сведений, поскольку они включаются в широко развернутую систему»'.

Принцип ведущей роли теоретических знаний связан с принципом осознания школьниками процесса учения. Этот принцип предполагает обращенность внимания ученика к самому протеканию учебной деятельности. Например, детям разъясняется, с какими ошибками они могут столкнуться и как их предупредить.

Все эти четыре принципа уточняют пятый принцип, «требующий, чтобы учитель вел целенаправленную и систематическую работу над общим развитием всех учащихся класса, в том числе и наиболее слабых»2. Опыт показывает, что систе-матическая работа в этом направлении приводит к большим сдвигам в развитии именно слабоуспевающих. В обычной практике начальных классов удел самых слабых школьников—огромные дозы тренировочных упражнений и минимум интеллектуальной деятельности.

Все эти принципы были реализованы в построении содержания начального образования и методическом построении работы по учебным предметам, что, как показало исследование, привело к существенным изменениям в общем развитии младших школьников. Для примера остановимся на тех изменениях, которые произошли в практических действиях учащихся (одной из линий общего развития)3. Дети должны были изготовить коробочку из плотной бумаги. В процессе изготовления объекта по образцу можно выделить две основные стадии: предварительную (подготовительную), заключающуюся в обдумывании и выборе способов и средств решения задачи; исполнительную, когда ребенок действует по заранее намеченному плану. В отношении планирования деятельности было выделено четыре уровня планирования: полное, частичное, ошибочное, отсутствие планирования. Дети экспериментальных классов оказались значительно более продвинутыми в планировании своей деятельности, чем ученики обычных классов. Развитие умения планировать у учеников обычных классов происходит в замедленном темпе, почти не давая заметных качественных сдвигов на протяжении нескольких лет обучения.

' Обучение и развитие/Под ред. Л. В. Занкова. М., 1975, с. 52.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: