В каждой организации есть свой ресурсный приоритет – тот ресурс, с которым организация работает чаще всего и который, собственно, и является предметом ее деятельности. Так, для банка это будут финансовые ресурсы, для завода – материальные, для образовательного учреждения – человеческие.
В сущности, ресурсный приоритет обозначает ведущий профиль деятельности. Это, конечно, не значит, что остальные ресурсы остаются без внимания – с точки зрения внутриорганизационных процессов они равноценны, здесь речь идет именно об обозначении предмета организационной деятельности.
Тема 9. Организационные технологии и механизмы координации.
9.1. Сущность и состав организационной технологии
9.1.1. Уровни организационной технологии
9.2. Типы технологий
9.2.1. Ресурсный подход
9.2.2. Классификация промышленных технологий
9.2.3. Подход «вариативность — структурированность»
9.3.Новые технологии: понятие и свойства
9.4. Основные механизмы координации
9.4.1. Власть
9.4.2 Организационные правила.
|
|
9.4.3 Структуры.
9.5. Механизмы координации деятельности
9.5.1 Взаимное согласование
9.5.2. Прямой контроль
9.5.3. Стандартизация рабочих процессов
9.5.4. Стандартизация выпуска
9.5.5. Стандартизация квалификации
Сущность и состав организационной технологии
Технология – одна из базисных подсистем организации. Она показывает, каким образом осуществляются внутриорганизационные процессы и как организация получает результат своей деятельности:
а) на основе заданной цели;
б) из имеющихся в распоряжении организации ресурсов;
в) с учетом комплекса факторов внешней среды.
Понятие «технология» объединяет способы преобразования организационных ресурсов в процессе изготовления продукции, контроля качества, управления.
Технология, будучи подсистемой организации, сама является системой (низшего порядка) и включает в себя следующие элементы:
- Физические объекты – средства, инструменты, оборудование, используемые для производства продукта или услуги.
- Технологические процессы – совокупность технологических операций, реализуемая при производстве продукта или услуги. На ранних стадиях развития теории организации только машины, оборудование и совокупность операций ассоциировались с понятием технологии. В современных концепциях на первый план в технологии выступает ее когнитивная составляющая, или ноу-хау.
- Ноу-хау – знания, информация, нужная для того, чтобы разрабатывать и применять оборудование и инструменты, осуществлять технологические процессы.