Артефакты

Артефакты составляют внешний, видимый слой орг.культуры. Это доступные наблюдению внешние выражения и предметы культуры, фетиши и т.д. В каждой организации один и тот же артефакт может иметь свое значение.

Выделяют три группы артефактов:

1. Физические артефакты. Это наиболее «видимые» и легко оцениваемые артефакты – конкретные объекты и предметы:

- здание, обстановка, дизайн интерьер

- одежда сотрудников (единая форма или кто во что горазд)

- знаки отличия, награды (имеются в виду фирменные значки, шевроны, погоны; тип наиболее часто используемых наград– грамоты, призы и т.д.);

- логотипы, герб, эмблемы, бланки;

- расположение подразделений (на каком этаже кабинет руководителя, как сгруппированы отделы, как сидят сотрудники – в отдельных кабинетах или в большой секции).

2. Поведенческие артефакты. Типичные для организации образцы и модели поведения в стандартных ситуациях. Эти артефакты более сложны по структуре и труднее поддаются «расшифровке» сторонними людьми. Типичные поведенческие артефакты:

- церемонии и ритуалы. Это выверенные действия, создающие или отражающие какое-то событие. Р.Дафт выделяет 4 типа ритуалов: ритуалы перехода, облегчающие социализацию и адаптацию работника, ритуалы усиления, проводимые для укрепления статуса и социальной идентичности работника, ритуалы обновления, демонстрирующие динамику развития организации и напоминающие миру о ее успешном функционировании, ритуалы интеграции, развивающие чувство причастности и преданности организации.

- традиции и привычки;

- способы одобрения и наказания. Речь идет не о формализованных способах (например, КЗоТ РФ содержит исчерпывающий перечень возможных наказаний работников). Неодобрение можно выразить криком на подчиненного, а можно и просто нахмурить брови.

- герои и злодеи (отцы-основатели, ситуационные герои, «перебежчики», воры и т.д.). В любой достаточно долго существующей организации есть галерея героев и злодеев – тех, кто, соответственно, сделал что-то выдающееся (спас фирму в кризисной ситуации) или, наоборот, совершил ужасный поступок (ушел к конкурентам, уведя с собой самых преданных клиентов).

- тональность взаимодействия. Как сотрудники общаются друг с другом (например, неприязненно или радостно), с руководством (льстиво или достойно), подчиненными (фамильярно, по-дружески, на равных или свысока).

3. Вербальные (словесные) артефакты. Это, фигурально выражаясь, «слышимые» элементы оргкультуры. Чаще всего это:

- истории, мифы, легенды (о создателях и времени создания компании, о преодоленных трудностях и ситуациях...).

- жаргон, названия, клички

- анекдоты, шутки

- способы формулирования и метафоры. То, с чем сотрудники ассоциируют свою организацию, руководителей и коллег. Одно дело сказать: «Я работаю в шикарной фирме…» и совсем другое: «Я тут вкалываю в одной шарашке». Или, например, руководитель говорит: «Моя фирма, мои работники, мои подчиненные» или: «Наша фирма, мои коллеги».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: