Межорганизационные отношения

Организации вступают в межорганизационные отношения, руководствуясь при этом различными поводами. Р.Холл выделяет следующие причины для взаимодействия:

1. Основания ad hoc («ad hoc» – к случаю). Отношения возникают в случаях, когда ранее их не было. Они связаны с какими-то единичными случаями –получение консультации, решение конкретного вопроса или задачи.

2. Обменные основания. Организации вступают в отношения в основном для того, чтобы получать друг от друга разнообразные ресурсы. Это, как правило, отношения с поставщиками, кадровыми и информационными агентствами и т.д. Эти отношения чаще всего выражены в форме сделок, в которых каждая организация стремится получить максимальную выгоду. Обмен может быть как равноценный, так и неравноценный (между организациями, находящимися на разных властных уровнях).

3. Формализованные соглашения. Организации, осознавая свою взаимозависимость, могут формализовать свои отношения с тем, чтобы упростить их и исключить элемент непредсказуемости. Хотя в основе – все равно обмен, но в результате соглашения он становится взаимовыгодным и стабильным.

4. Подмандатность. Это причина действует тогда, когда возникает нужда в надорганизационном регулировании отношений. Организации вступают в отношения, руководствуясь установлениями регулятивных органов. Другими словами, их обязывают вступать в такие отношения. Примеры: отношения организации с налоговыми органами, Пенсионным фондом и т.д.

Существует общая закономерность – чем сильнее вмешательство государства в экономику, тем в большей степени основанием для межорганизационных отношений выступает подмандатность.

Межорганизационныеотношения выступают в различныхформах:

Ø Парное отношение. Это простейшая форма отношений, которая формируется по какому-то одному основанию. Эта форма встречается очень редко, поскольку сейчас организации действуют в достаточно широких рыночных и властных полях.

Ø Межорганизационный набор. Это совокупность парных отношений организации, формируемая по различным основаниям. Скажем, организация направляет единичный запрос в информационное агентство, параллельно взаимодействует с кадровой службой, оплачивая ее услуги, заключила соглашение о поставке комплектующих и, наконец, регулярно направляет отчеты в налоговую инспекцию. На лицо набор их четырех отношений, каждое из которых происходит по одному из указанных выше оснований.

Ø Межорганизационная сеть. Такие отношения складываются между организациями, которые связаны множеством разнообразных связей друг с другом. Например, в рамках холдинга или ассоциации.

Организации используют различные приемы установления межорганизационных отношений. Р.Дафт выделяет следующие:

- владение (слияние или покупка части или контрольного пакета акций другой организации).

- стратегические союзы (заключение соглашений, создание совместных предприятий). Такой прием применяют, когда ориентация, физическое расположение или технологические возможности компаний взаимно дополняют друг друга, но владение или слияние по разным причинам неприемлемо.

- кооптация. В члены организации включают персон, занимающих важное положение в существенных для интересов организации секторах. Так, например, членом правления организации может стать банкир или представитель поставщика.

- связи с общественностью (PR) и реклама. С помощью этого приема устанавливаются связи и отношения с организациями потребителей, поставщиков и даже конкурентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: