Под предложением понимается количество товара, которое производители желают и способны произвести и предложить к продаже на рынке при той или иной цене в определенный период времени. Предложение (S) зависит, прежде всего, от рыночной цены товара. Раскроем связь между ценой товара Х и его предложением на условном примере, используя данные таблицы 3.
Таблица 3.
Шкала предложения товара Х
Объем предложения (количество товара, которое предлагают производители), тыс. шт. | Цена за единицу товара Х, руб. |
|
●
Анализ шкалы предложения (таблица 3) и графика предложения (рис. 6) свидетельствует о прямой связи между ценой и объемом предложения. Эта прямая зависимость называется законом предложения, который гласит: если цена товара растет (при прочих равных условиях), то объем предложения увеличивается и наоборот.
|
|
Функциональная связь между ценой товара и объемом предложения выражается как QS=f (P), где
QS – объем предложения;
Р – цена за единицу товара.
В микроэкономическом анализе принято различать понятия “объем предложения” и “предложение”, “движение точки по кривой предложения” и “движение кривой предложения”.
Объем предложения (QS) выражается графически точкой на кривой предложения, а его изменение - движением этой же точки по кривой предложения S под влиянием изменения цены товара (рис. 6).
Предложение выражается кривой S, а его изменение – движением самой кривой под влиянием неценовых факторов, т.е. факторов, не зависящих от изменения цены данного товара. Под влиянием неценовых факторов предложение может увеличиться и кривая предложения из положения S0 S0 переместится вправо вниз в положение S1 S1. Если предложение уменьшится, то кривая предложения из положения S0 S0 переместится в положение S2 S2 (рис. 7).
|
К неценовым факторам, влияющим на предложение относятся:
1. Цены на ресурсы,
2. Технология производства,
3. Налоги и дотации,
4. Цены на другие товары и услуги,
5. Конкуренция.