Предложение: определение, закон, функция, кривая, факторы

Под предложением понимается количество товара, которое производители желают и способны произвести и предложить к продаже на рынке при той или иной цене в определенный период времени. Предложение (S) зависит, прежде всего, от рыночной цены товара. Раскроем связь между ценой товара Х и его предложением на условном примере, используя данные таблицы 3.

Таблица 3.

Шкала предложения товара Х

Объем предложения (количество товара, которое предлагают производители), тыс. шт. Цена за единицу товара Х, руб.
   
   
   
   
   
   
   

Р, руб.
На основе шкалы предложения товара Х построим кривую предложения (рис. 6). По горизонтальной оси отложим количество товара Х (Q), а по вертикальной оси – цену за единицу товара Х (Р).

 
 


Анализ шкалы предложения (таблица 3) и графика предложения (рис. 6) свидетельствует о прямой связи между ценой и объемом предложения. Эта прямая зависимость называется законом предложения, который гласит: если цена товара растет (при прочих равных условиях), то объем предложения увеличивается и наоборот.

Функциональная связь между ценой товара и объемом предложения выражается как QS=f (P), где

QS – объем предложения;

Р – цена за единицу товара.

В микроэкономическом анализе принято различать понятия “объем предложения” и “предложение”, “движение точки по кривой предложения” и “движение кривой предложения”.

Объем предложения (QS) выражается графически точкой на кривой предложения, а его изменение - движением этой же точки по кривой предложения S под влиянием изменения цены товара (рис. 6).

Предложение выражается кривой S, а его изменение – движением самой кривой под влиянием неценовых факторов, т.е. факторов, не зависящих от изменения цены данного товара. Под влиянием неценовых факторов предложение может увеличиться и кривая предложения из положения S0 S0 переместится вправо вниз в положение S1 S1. Если предложение уменьшится, то кривая предложения из положения S0 S0 переместится в положение S2 S2 (рис. 7).


       
 
 
   
Рис. 7. Изменение предложения под влиянием неценовых факторов


К неценовым факторам, влияющим на предложение относятся:

1. Цены на ресурсы,

2. Технология производства,

3. Налоги и дотации,

4. Цены на другие товары и услуги,

5. Конкуренция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: