Диалогическая речь - вид речи, при котором происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяет ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказывания, широкое использование внеречевых средств общения (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, преобладание простых предложений.
Монологическая речь – вид речи, обращенном к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.
Письменная речь – форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. Письменная речь включает в себя, таким образом, два вида речевой деятельности: письмо (продуктивный), чтение (рецептивный). Письменная речь может осуществляться средствами массовой коммуникации (книга, пресса и др.) и индивидуальной (письмо, заявление, поздравление, план, тезисы, аннотация и др.).
Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме (говорение).
Активная речь – речь, всегда требующая программирования, исходящая из внутреннего замысла человека, предполагает самостоятельный выбор содержания высказывания и отбор языковых средств.
Внешняя речь – речь озвученная, оформленная средствами естественного языка, с помощью которого люди общаются между собой.
Внутренняя речь – различные виды использования языка вне процесса реального общения, не сопровождается озвучиванием: например, «речь про себя».
Контрольные вопросы и задания
Задание 1. Прочитайте текст.
Ювелиры и чеканщики, кузнецы и гончары оставляют творения своих рук поколениям как память веков, безмолвную память. Они достойны великих похвал. Но какова же должна быть хвала и цена труда тех, кто кропотливо и любезно, бережно и нежно переписывает книги! Они раскрывают и расчищают дорогу для знаний сквозь невзгоды и жестокость тысячелетий, чтобы разум предков передать потомкам, и тем самым заставляют вести беседу, спорить, опровергать или продолжать дела великих мужей прошлого. Наверное, родится когда-нибудь поэт, который восславит труд переписчика-каллиграфа, без которого давно бы оборвались нить истории, развитие науки, забылись бы слова Сократа, стих Гомера и трактаты Аристотеля, мысли аль-Кинди и стихи Абу Наваса. Твой труд благодарен, Махмуд, твой калам ткет узоры вечности, в которых заложены дыхание, разум, смятение и счастье, любовь и жестокость, поиск, страдание и радость людей.
- Благодарение вам, Учитель, за ваши слова. Видит создатель, вы во сто крат превысили меру даров, которые я мог бы получить даже у самого богатого и щедрого заказчика. Ваши слова вдохнули в меня силу и открыли меня. Переписывая книги, мы наслаждаемся красотой слога ее создателя, восхищаемся глубиной его мысли, его разум, словно источник для нашей собственной жизни. Он утоляет жажду ищущего, подобно живительной влаге Зем-зема…