Обществу было направлено требование от 24.06.2006 о добровольной уплате штрафа со сроком исполнения до 04.07.2006

Общество не уплатило штраф, вследствие чего налоговая инспекция 15.12.2006 года обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа.

Какое решение, по Вашему мнению, будет принято судом с учетом положений ст. 115 НК РФ? Обоснуйте свой ответ.

ОТВЕТ: Прежде чем предполагать выносимое судом решение, необходимо обратить внимание на следующие моменты, вытекающие из условий задачи:

-Правомочия налогового органа по проведению камеральной проверки укладываются в сроки, предусмотренные ст. 88 НК РФ (в ред. ФЗ от 09.07.1999).

-Сроки исковой давности по привлечению к ответственности не нарушены.(ст.113 НК РФ).

-Производство по делу о налоговом нарушении произведено в установленном порядке (п.1 ч.2. ст.101 НК РФ).

-Начисленный штраф в сумме 2186,2 руб. составляет 20% от суммы неуплаченного налога в 10931 руб. (по п.1 ст.122 НК РФ). Но по условию задачи не совсем понятно в каком объёме были уплачены налоги («…налог и соответствующие пени налогоплательщиком до подачи, уточненной налоговой декларации в полном объеме уплачены не были…»).

- Направление требование от 24.06.2006 о добровольной уплате штрафа со сроком исполнения до 04.07.2006 носит обоснованный характер, так как не противоречит ст. 23 31 НК РФ. (Обязанности налогоплательщиков ст. 23 и права налоговых органов ст. 31)

- Так как штраф не был уплачен, то органы ФНС РФ в праве обратиться в арбитражный суд, при этом необходимо уложиться в сроки, предусмотренные в ст. 115 НК РФ.

Ст. 115 НК РФ, в ред. от 09.07.1999 №154-ФЗ, предусматривает, что

«…1. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта…

2. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела…»

Нормы НК применяются в ред. действовавшей до 01.01.07, т.к. рассматриваемая ситуация имела место до вступления в силу новой редакции НК РФ от 27.0702006. №137-ФЗ.

- И служебная записка и решение о привлечении к ответственности датированы 24.06.2006 г., соответственно заявление о взыскании штрафа может быть подано до 24.12.07.

Вывод: Суд удовлетворит требования о взыскании штрафа по ст. 122 НК РФ с учётом положений ч.1. ст.115. НК РФ (в ред. ФЗ от 09.07.1999).

По условию задачи не конкретизирована полнота уплаты налога («…налог и соответствующие пени налогоплательщиком до подачи, уточненной налоговой декларации в полном объеме уплачены не были…»), поэтому, можно предполагать вынесение судом решения о взыскании налоговой недоимки на сумму 10931 руб. и начислении пени на эту сумму.

Задача 1.17.В связи с созданием обособленного подразделения организация подала заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения созданного обособленного подразделения. При этом организацией был нарушен срок подачи указанного заявления. Предусмотрена ли действующим законодательством ответственность руководителя организации в данном случае?

ОТВЕТ: В данном случае действующим законодательством предусмотрена административная ответственность руководителя организации. В соответствии со ч.4 ст. 108 НК РФ и ст.15.3 КоАП РФ.

«ч.4 Статья 108. НК РФ (Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения)

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.»

Статья 15.3. КоАП (Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе): 1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей. 2. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. Примечание: Под должностным лицом в КоАП следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Задача 1.18. ООО «Прогресс» в июле 2007 г. была ошибочно уплачена сумма налога на прибыль, зачисляемая в региональный бюджет, в размере большем, чем исчислено в налоговой декларации. В результате у налогоплательщика образовалась переплата по налогу на прибыль, зачисляемая в региональный бюджет.

Февраля 2008 г. общество представило в налоговую инспекцию заявление о зачете излишне уплаченных сумм налога на прибыль в счет недоимки по налогу на имущество за 2007 г. 25 февраля 2008 г налоговый орган отказал налогоплательщику в осуществлении зачета. Основанием для отказа послужило следующее: с 1 января 2008 г. зачет излишне уплаченных сумм налога производится только по видам налогов. Поскольку налог на прибыль (федеральный) и налог на имущество (региональный) относятся к разным видам налогов, зачет переплаты не производится. Правомерен ли отказ налогового органа?

ОТВЕТ:

Отказ налогового органа носит правомерный характер, но отказ неправильно обоснован. Рассмотрение ситуации предусматривает использование норм 12 главы НК РФ (предисловие к гл.12 и ст.78 НК РФ).

Особенностью применения законодательных норм является то, что рассматриваемые правоотношения приходились на переходный период с 01.01.2007 по 31.12.2007, в который «суммы излишне уплаченных налогов… подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы».

То есть зачёт возможен по налогам одного и того же уровня бюджетной системы. А ООО «Прогресс» просит зачесть сумму по уплате налога на имущество (регионального) в счёт уплаты налога на прибыль (регионального).

То есть правомерность отказа должна быть обоснована не тем, что «с 1 января 2008 г. зачет излишне уплаченных сумм налога производится только по видам налогов», а тем, что в соответствии с гл.12 НК РФ «..в 1 января 2007 года и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы». Данная оговорка сделана потому, что абзац второй пункта 1 статьи 78 вступил в силу с 1 января 2008 года (Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

Задача 1.19. ООО «Петрович инк.» имеет филиалы в разных городах РФ со своими расчетными счетами, зарегистрированными в инспекциях ФНС по месту своего нахождения. Налоги и сборы филиалы уплачивают самостоятельно, сдают отчеты и налоговые декларации. Головное предприятие имеет льготы по налогообложению в части налогов, зачисляемых в областной и местный бюджеты. Распространяются ли эти льготы на филиалы предприятия?

ОТВЕТ: Льготы головной организации по региональным и местным налогам на филиалы предприятия не распространяются.

Рассматривая данную ситуацию надо исходить из структуры налоговой системы РФ.

Налоговые льготы - частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов, устанавливаемые для различных субъектов, в том числе и для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, крайне необходимую в интересах государства, предприятий и предпринимателей в сфере малого бизнеса, предприятий, оказавшихся в крайне тяжелом финансовом положении по не зависящим от них причинам.

При этом ст. 12 НК РФ предусматривает, что «…Законодательными (представительными) органами… власти субъектов РФ… могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения…Представительными органами МО… в пределах, которые предусмотрены НК РФ…, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения».

Из положений ст. 12 следует, что Налоговые льготы устанавливаются на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, с учётом особенностей хозяйственно-экономических отношений, складывающихся в этих административно-территориальных образованиях. Таким образом, льготный режим налогообложения по конкретному виду регионального или местного налога, применяемый на одной территории, может не применяться на другой территории. При этом общий порядок не нарушается, так как органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления исходят из общих положений НК РФ. И не могут принимать нормативные акты, противоречащие НК РФ.

Задача 1.20. Должен ли налогоплательщик представлять в налоговый орган заявление о снятии с учета в случае изменения своего местонахождения? Если должен, то в каком порядке? Обоснуйте ответ ссылками на законодательство.

ОТВЕТ: Правовой основой рассматриваемого вопроса является ст. 84 НК РФ (Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика)

П. 4. Если налогоплательщик изменил место нахождения или место жительства, снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете:

организации или индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации;

физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям, в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, в порядке, утвержденном Министерством финансов Российской Федерации.

Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства налогоплательщика.

Снятие с учета физического лица может также осуществляться налоговым органом при получении им соответствующих сведений о постановке на учет этого физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства.

В соответствии с п.4 ст.84 Налогового кодекса РФ, в случае если налогоплательщик изменил место нахождения или место жительства, снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, для организации или индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, заявление о снятии с учета в налоговом органе в случае изменения местонахождения налогоплательщика-организации не представляется, так как снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц.

В соответствии с п.5 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ред. от 01.12.2007 № 318-ФЗ, юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в п.1 названной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в пп. «м», «о-с», и индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения указанных в п.2 названной статьи сведений, за исключением сведений, указанных в пп. «м-р», обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае если изменение указанных в п.1 названной статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном гл.VI указанного Федерального закона.

Задача 1.21. В августе 2009 года ООО «Факел» приобрело предприятие как имущественный комплекс на основании гражданско-правового договора. Из содержания договора и акта передачи вытекает, что к приобретателю переходит, в том числе, задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами, по оплате труда. В результате данной сделки реорганизации приобретаемого предприятия как юридического лица не происходило, ИНН сохранился.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: