Управление информационными ресурсами»

Гомель 2012


Содержание

РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ.. 3

Глава 1. ИКТ в информационной экономике. 3

1. Информационное общество. 3

1.1 Отличительные черты информационного общества. 3

1.2 Как понимают ученые информационное общество. 6

1.3 Роль информатизации в развитии общества. 7

2. Информационная экономика. 9

2.1. Понятие и свойства информационной экономики. 9

2.2. Классификация экономик. 9

2.3. Содержание труда в информационной экономике. 10

2.4. Область применения информационной экономики. 10

3. Информатизация предприятий. 11

3.1. Понятие и цикл информатизации. 11

3.2. Факторы, влияющие на информатизацию предприятий. 12

3.3. Проблемы информатизации предприятий в Республике Беларусь. 14

3.3 Особенности современной бизнес-среды.. 16

3.4 Виртуальные организации. 17

4. Информационный менеджмент предприятия. 22

4.1. Возникновение информационного менеджмента. 22

4.2. Информационный менеджмент – технология организации управленческой деятельности 23

4.3.Менеджмент информационно-технологического обслуживания. 26

5. Информационные ресурсы.. 28

5.1.Иинформационный ресурс: понятие, виды, характеристики. 28

5.2. ИР – стратегические ресурсы государства. 29

5.3. Проблемы обеспечения информационными ресурсами. 29

6. Информационные технологии бизнес-офиса организации. 31

6.1. Понятие информационной технологии и ее виды. Базовые ИТ. 31

6.2. Классификация прикладных информационных технологий. 33

7. Информационные системы бизнес-офиса организации. 33

7.1. Понятие информационных систем (ИС), особенности и направления их использования в экономике. 33

7.2 Эволюция информационных систем бизнес-офиса организации (предприятия) 35

7.3. Типы ИС бизнес-офиса организации (предприятия) 43

7.4 Факторы формирования ИС бизнес-офиса организации (предприятия. 44

7.5. Классификация информационных систем бизнес-офиса. 44

Глава 2 Информатизация и бизнес-офис предприятия. 53

Глава 3 Информатизация процесса принятия решений бизнес-офиса организации (предприятия) 53

1. Взаимосвязь рыночного окружения предприятия и процессов информатизации принятия решений 66

1.1. Связь между принятием решений и информационной технологией. 66

1.2. Факторы изменения бизнес-среды принятия решений. 66

1.2.1 Глобализация. 66

1.2.2. Преобразование основных индустриальных экономик. 67

2. Классификация решений бизнес-офиса организации. 68

2.1. Структурированные и неструктурированные решения. 68

2.2 Классификация решений по уровням организации. 68

2.3. Классификация решений по сферам деятельности. 69

3. Организация своевременной выработки наиболее рациональных управленческих решений бизнес-офисе организаций. 69

3.1. Понятие процесса принятия управленческих решений. 69

3.2 Процесс и методы принятия управленческих решений. 70

4. Компьютерные технологии бизнес-офиса организаций для поддержки принятия решений 71

4.1. Операционные, структурированные решения: планирование ресурсов предприятия и хранилища данных. 71

4.1.1. Система планирования ресурсов предприятия (ERP) 72

4.1.2. Хранилища данных. 72

4.2. Неструктурированные решения на уровне знаний: анализ данных, искусственный интеллект и системы поддержки групп. 72

4.3 Решения на менеджерском уровне: менеджерские информационные системы (MIS) и системы поддержки принятия решений (DSS) 74

4.4 Неструктурированные решения на стратегическом уровне: системы поддержки принятия решений (DSS) и системы поддержки для высшего руководства (ESS) 75

5. Перспективы ИТ/С для принятия решений в бизнесе. 76

6. Обеспечение достижения стратегических целей бизнес-офиса организаций с помощью ИКТ 76

6. Бизнес-офис в ИС управления эффективностью бизнеса. 79

РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Глава 1. ИКТ в информационной экономике

1. Информационное общество

1.1 Отличительные черты информационного общества

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

Отличительные черты информационного общества:

• увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

• возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

• создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

- эффективное информационное взаимодействие людей;

- их доступ к мировым информационным ресурсам;

- удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Материальной и технической базой информационного общества являются различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

По сравнению с материальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда.

Государственные органы ведущих стран заняли чрезвычайно активную позицию в деле формирования информационного общества. На сегодняшний день все ведущие страны мира сформулировали свою политику и стратегию по его построению и развитию.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией: США, Япония, Англия, Германия, Финляндия и др., в которых одним из направлений государственной политики является поддержка инноваций и вкладывание инвестиций в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций, информационную индустрию.

Информационная индустрия – это отрасль народного хозяйства, связанная с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Ее составляющие – все виды информационных технологий. Это наиболее динамично развивающаяся отрасль мировой экономики: ее рост составляет 7–8% в год.

Построение информационного общества в РБ рассматривается как одна из приоритетных задач национального развития.

В РБ приняты следующие законы, регламентирующие деятельность субъектов хозяйствования в информационном обществе:

1. Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации», 10 ноября 2008 г. n 455-з

2. Закон “Об электронном документе”;

3. Положение “Об электронной, цифровой подписи”;

4. Положение Национально банка РБ “Об эмиссии электронных денег”;

5. Государственная программа информатизации. Головной организацией является Национальный центр информационных ресурсов и технологий Национальной академии наук.

Основная цель Программы – создание в республике единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества.

В Программе определены следующие основные направления информатизации:

1) создание общегосударственной автоматизированной информационной системы;

2) развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов доступа к открытым информационным системам;

3) развитие и совершенствование ИКТ и формирование экспортно-ориентированной отрасли ИТ-индустрии;

4) совершенствование законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере информатизации;

5) совершенствование деятельности государственных органов и органов местного управления на основе использования ИКТ;

6) развитие процессов информатизации в секторах реальной экономики, в том числе создание системы электронной торговли и логистики;

7) развитие системы подготовки и переподготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей;

8) содействие развитию культуры и средств массовой информации посредством внедрения ИКТ;

9) совершенствование системы информационной безопасности республики с учетом Концепции национальной безопасности.

Создание нового информационного общества возможно сегодня только на базе технологий информационного менеджмента, включая автоматизированные информационные системы как базовый компонент информационного менеджмента и информационного общества.

Переход к информационному обществу в рамках конкретного государства возможен при условии создания единого информационного пространства на его территории. Базовой составляющей единого информационного пространства являются информационные ресурсы, которые создаются в процессе функционирования автоматизированных информационных систем всех сфер жизнедеятельности государства (органов власти и управления, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц).

Единое информационное пространство — это:

• интеграция информационных ресурсов различных сфер жизнедеятельности общества;

• обеспечение полноты, точности, достоверности и своевременности предоставления информации органам власти и управления всех уровней, юридическим и физическим лицам;

• создание необходимых условий по информационному общению субъектов управления, хозяйствования и граждан;

• предоставление возможности взаимодействия с информационными ресурсами других государств и международных организаций.

Технологии открытых систем решают проблему создания единого информационного пространства как в рамках одной страны, так и во всем мире. Для перехода на технологии создания открытых информационных систем любое государство должно иметь правительственные профили (профили государственного значения) для создания открытых информационных систем.

В общем виде структура информационного общества представлена на рис. 1.2[1].

Рис. 1.2. Структура информационного общества

1.2 Как понимают ученые информационное общество

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное общество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:

· решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

· обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

· главной формой развития станет информационная экономика;

· информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

· формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

· реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду;

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

Ø все большее влияние на общество средств массовой информации;

Ø информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

Ø многим людям будет трудно адаптироваться к среде нового общества. Существует опасность разрыва между “информационной элитой” (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

1.3 Роль информатизации в развитии общества

Что такое процесс информатизации общества? Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Образование больших потоков информации обуславливается:

· быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно - конструкторских работ;

· постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;

· появлением данных (геофизических, медицинских и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации.

Внедрение компьютеров, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития. (Информатизация общества - организованный социально - экономический и научно - технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.)

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.


2. Информационная экономика

https://managizer.ru/c2624.html

2.1. Понятие и свойства информационной экономики

Информационная экономика (Information economy; Knowledge economy) — экономика, основанная на знаниях, в которой большая часть валового внутреннего продукта обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний, причем в этой деятельности участвуют более половины занятых.

Понятие экономики, основанной на знаниях, или интеллектуальной экономики, получившее в последние годы распространение в мировой экономической литературе, отражает признание того обстоятельства, что научные знания непосредственно определяют параметры экономического роста, создавая основу для инноваций и формирования квалифицированной рабочей силы.

По своим свойствам информационная экономика носит глобальный характер и является основой формирования и развития информационного общества. В условиях информационного общества процессы кодирования и декодирования научно-экономической информации достигают такого уровня, при котором наблюдается ежегодное удвоение объема знаний. В этой связи для того чтобы успеть усвоить нарастающий объем информации и не отстать от темпов современной научно-технологической и экономической жизни, индивиду, специалисту и персоналу необходима возможность непрерывного обновления своих знаний. Такая возможность превращается в реальность, если проведены в жизнь основные принципы информатизации, имеется достаточно высокая информационная культура и развитый разветвленный рынок информационных услуг.

2.2. Классификация экономик

Наступление новой информационной экономики на позиции старой промышленной экономики выражает собой закономерный, естественно-исторический и объективно неизбежный процесс. При всем многообразии классифицируемых экономик исторически и логически можно условно и укрупненно разделить их на земледельческую, промышленную, информационную, а также традиционно смешанные переходные формы между ними. Общим моментом и преемственностью этих экономик является степень декодирования особенной экономической информации. Отличаются между собой они тем, что критическим ресурсом первой является земля, второй – энергия, третьей – человек и информация.

В соответствии и параллельно с этим история знает условную трехвидовую объективизацию субъективной информации: письменную, печатную и компьютерную. Вот так исторически, через насыщение воспроизводственных фаз хозяйственных процессов целесообразной информацией и информационной деятельностью формировались и формируются условия перехода к информационной экономике.

2.3. Содержание труда в информационной экономике

Изменились характер и содержание общественного труда. Он превратился в информационную деятельность. Такая деятельность носит глубокий рутинно-творческий противоречивый характер: с одной стороны, она сугубо индивидуальная, а с другой стороны, глобально-массовая и общественная.

Глубокая индивидуальность определяется так называемой «работой на дому», или информационной деятельностью в одиночку в ИКТ. На самом же деле индивид, работая, или, точнее, занимаясь информационной деятельностью, общается со всем миром. Да и современную фирму надо представить не иначе, как организованную и самоорганизованную корпорацию знаний. В насыщенной информационной среде выживают фирмы, интенсивно занимающиеся инновационной деятельностью. Тем самым ускоряется накопление и обновление знаний, формируется единая глобальная память и, расширяясь, углубляясь, интенсивно развиваются различные виды интеллектуальной формы собственности.

2.4. Область применения информационной экономики

Информационная экономика исследует структуру рынка знаний, информационных компонентов и комплексов; экономические процессы, связанные с феноменом информационных ресурсов, выступающих как субститут экономическим ресурсам. В информационной экономике исследуются новые возможности нормативного управления с использованием предварительно сформированных информационных ресурсов и информационного управления.

В информационной экономике осуществляются процессы моделирования и выбора рациональных схем обмена и взаимного замещения информационных и экономических ресурсов, исследуются возможности и поведение производителя информационных ресурсов и их полезность для потребления, организуются взаимосвязанные процессы рационального сочетания натурного, экспертного и математического моделирования проблемных ситуаций.

Структурная модель информационной экономики представлена на рис. 1.1, структурные модели информационной макро кономики и микроэкономики

Таким образом, можно констатировать, что феномен возникновения информационной экономики приводит к превращению информационного ресурса в основной источник добавленной стоимости, появлению на этой основе возможностей для обеспечения интенсивного характера экономического развития, основанного на низкозатратных технологиях, в том числе информационных технологиях управления.

3. Информатизация предприятий

3.1. Понятие и цикл информатизации

Рассмотрим понятия информатизации предприятия с различных точек зрения.

Информатизация – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан и организаций на основе формирования и использования информационных ресурсов[2] [17].

Информатизация предприятия – обеспечение информационных потребностей менеджмента, на основе использования ИР, формируемых в ИС.

Информационная потребность — осознанное понимание различия между существующими ИР в ИС и необходимыми для принятия решений.

При выборе средств информатизации чрезвычайно важно правильно определить информационные потребности предприятия, условия, в которых будет эксплуатироваться ИС, а также ожидаемые результаты внедрения системы. Если конечной целью информатизации является создание на предприятии единой информационной среды, то для данной цели необходимо определить информационные потребности структурных подразделений и их сотрудников, информационные потоки предприятия. Итогом такой работы должно стать понимание руководителями предприятия того, что и зачем нужно сделать на предприятии для построения эффективной ИС. В формализованном виде это понимание закрепляется в документе, который носит название технического задания.

Цикл информатизации состоит из следующих этапов:

· формирование корпоративной и маркетинговой стратегии;

· выбор методики стратегического менеджмента;

· выбор методики операционного менеджмента;

· формализация бизнес-процессов, управленческого учета и выбор ИС;

· внедрение и эксплуатация ИС.

Соответственно этапы информатизации должны повторяться при развитии менеджмента или бизнес-процессов полностью или частично, в зависимости от характера изменений.

Тенденции информатизации предприятий можно проследить на опыте зарубежных предприятий. Б.Гейтс охарактеризовал ситуацию в развитых странах в области проведения инноваций на предприятии и применении соответствующих ИКТ так: «80-е годы 20 века - это годы качества, 90-е годы - это годы реинжиниринга, а сейчас все решает скорость бизнеса».

ИКТ выполняют на предприятии три основных функции:

1. Обеспечение деловых операций.

2. Обеспечение управленческих решений.

3. Обеспечение стратегического преимущества в условиях конкурентного рынка.

Рассматриваемые нами в пособии вопросы направлены, в первую очередь, на реализацию функции обеспечения управленческих решений предприятия, а также, частично, на обеспечение стратегического преимущества.

Для уровня информатизации развитых стран в настоящее время актуальными являются ИС, без которых предприятие прекращает свое функционирование. Согласно отчету фирмы IDС[3] [11], в результате опроса 1700 фирм, такими приложениями являются: расчеты и финансы (76 %), электронная почта (72 %), ЕRР-системы (56 %), хранилища данных и Вusiness Intelligence (51 %), управление человеческими реурсами (54 %), СRМ-системы (47 %).

3.2. Факторы, влияющие на информатизацию предприятий

Уровень информатизации конкретного предприятия определяют следующие факторы:

1) конкуренция в основной сфере деятельности предприятия;

2) уровень зрелости бизнес-процессов в конкретной отрасли;

3) человеческий капитал, его знания и умения при организации бизнес-процессов предприятия, мотивация к их совершенствованию, применение адекватных методик управления, компьютерное образование для применения соответствующей ИС

3.2.1. Фактор конкуренции в информатизации предприятий

Информатизация предприятия представляет собой технологический прогресс в управленческих технологиях на базе ИКТ. Технологический прогресс базируется на возможностях компьютеров быстрее обрабатывать информацию, чем человек, хранить в памяти практически неограниченные объемы информации, генерировать необходимые знания для реализации конкретных управленческих технологий[4].

Технологический прогресс в области применения ИКТ в управленческих технологиях формируется аналогично технологическому прогрессу в области производственных технологий под воздействием, прежде всего, конкуренции в основной сфере деятельности предприятия. В условиях рыночной экономики, если конкуренты используют достижения технологического прогресса в производственных или управленческих технологиях и сделают что-то лучше или качественней, то отстающая фирма просто обанкротится.

Именно этим объясняется интенсивное развитие информатизации предприятий развитых стран. Таким образом, понятие информатизации предприятия это его потребности в информатизации, определяемые конкурентной (не государственно-монополистической) рыночной экономикой. Потребности предприятия в информатизации приводят к созданию на предприятии ИС, которые отличаются степенью охвата автоматизируемых функций в соответствии с реализуемыми управленческими технологиями.

Существование предприятия в конкурентной среде приводит к эволюционному развитию ИС: локальная ИС, комплексная ИС, корпоративная ИС (КорИС), корпоративная ИС управления знаниями (КорИС УЗ). Особенностями этого эволюционного развития является первичное изменение управленческих технологий, а ИС лишь фиксирует эти изменения и с определенного этапа развития управленческие технологии не могут быть реализованы без ИКТ, так как они были созданы на базе возможностей ИКТ, например, интернет-технологий.

3.2.2. Фактор уровня зрелости бизнес-процессов в отрасли

Уровень информатизации предприятий определяется спецификой конкретной отрасли. Одни отрасли, как, например, банковское дело являются лидерами по применению ИКТ, другие, например, сельское хозяйство, существенно отстают, что определяется спецификой конкретной отрасли и соответствующими управленческими процессами.

Этот фактор определяет максимальную возможность реализации потребностей в информатизации в результате эволюционного развития. Эволюционное развитие информатизации на каждом предприятии определяется не возможностями ИС, а уровнем зрелости бизнес-процессов в конкретной отрасли.

Известны пять уровней зрелости бизнес-процессов[5]: хаос, контроль, оптимизация, адаптация, мировой класс. Переход с одного уровня зрелости бизнес-процессов на другой — это изменение производственной философии и соответствующих управленческих технологий. Поэтому для каждого уровня требуются соответствующие ИКТ, которые лишь технологически обеспечивают необходимые управленческие технологии, являются инфраструктурными ресурсами соответствующей системы менеджмента.

Внедрить новые ИКТ можно за один год, новые методики управления — за два года, внедрение новой производственной философии осуществляется минимум четыре года. Таким образом, эволюционное развитие информатизации определяется в первую очередь скоростью изменения методик управления на предприятии, формализацией бизнес-процессов или проведением их реинжиниринга, а не собственно процессами внедрения ИКТ, которые являются вторичными к перечисленным.

Из сказанного выше вытекает, что достигнутый максимальный уровень информатизации предприятий в отрасли является некоторым естественным ограничителем при информатизации любого другого предприятия в отрасли. Этот вывод следует из невозможности совершенствования на действующем предприятии всех аспектов его деятельности в сжатые сроки, что не исключает прорывов конкретных аспектах деятельности.

3.2.3. Человеческий капитал как фактор информатизации предприятий

Основным фактором, влияющим на информатизацию внутри предприятия, является его человеческий капитал, который обеспечивает прибыльность предприятия на основе используемых бизнес-методик менеджмента, реализуемых с помощью ИС.

Реализация знаний и умений при организации бизнес-процессов предприятия, мотивация к их совершенствованию, применение адекватных методик управления, компьютерное образование для применения соответствующей ИС — вот те качества, которые определяют информатизацию конкретного предприятия. Остановимся на последнем качестве, которое часто является главным критерием успеха или неуспеха при проведении информатизации белорусских предприятий.

Дело в том, что только базовый уровень компьютерной подготовки может быть получен в учебных заведениях или на специальных курсах. Дальнейшая компьютерная подготовка может происходить при регулярной работе с ИС при выполнении должностных обязанностей. Это предполагает наличие на предприятии ИС, соответствующей среднему уровню компьютерной подготовки его сотрудников, иначе ИС просто не будет функционировать.

И только потом возможно эволюционное развитие бизнес-процессов, управленческих методик и их реализация с помощью ИКТ в ИС. Для этого необходима мотивация сотрудников для движения по этому пути, соответствующий базовый уровень компьютерной подготовки для освоения новых функциональных возможностей ИС. Такое параллельное движение обеспечит формирование соответствующей информационной культуры предприятия, которая необходима для адаптации в постоянно меняющемся рыночном окружении.

3.2.4. Зависимость факторов информатизации предприятия

Существует определенная зависимость последующего фактора от предыдущего. Существующие методики управления и уровень конкуренции определили некоторый уровень информатизации, который реализован одним из возможных типов ИС. А для эксплуатации конкретного типа ИС предприятие должно обладать определенным человеческим капиталом. Изменение рыночного окружения приводит к необходимости новых управленческих методик, которые формируют потребности в информатизации, реализуемые определенным типом ИС. Необходимость внедрения новых методик и новой ИС определяет соответствующие требования к человеческому капиталу предприятия.

3.3. Проблемы информатизации предприятий в Республике Беларусь

В условиях переходной экономики в Беларуси у белорусских предприятий нет спроса на ИС с целью обеспечения конкурентоспособности, что является основным стимулом информатизации в развитых странах. Поэтому потребности белорусских предприятий в области информатизации связаны с автоматизацией расчетов, необходимостью формализации существующих бизнес-процессов, хранением больших объемов информации, обеспечением коммуникаций для передачи документов в электронном виде. На белорусском рынке информатизации присутствуют в основном российские разработки и разработки из развитых стран, которые предназначены для рыночной экономики и предполагают соответствующие развитые средства информатизации на уровне КорИС.

Таким образом, проблема состоит в том, что необходимо настраивать бизнес-процессы предприятия под конкретную КорИС, а не наоборот. Структуры немногих предприятий создавались для работы с конкретной КорИС, т.е. использовались методики управления, заложенные в данной ИС. На большинстве действующих предприятиях необходимо фактически решить обратную задачу — настроить КорИС на действующие бизнес-процессы, что является невыполнимой задачей вследствие отсутствия потребностей в соответствующих методиках управления и способах организации бизнес-процессов. Российский опыт информатизации показывает, что 70 % времени и ресурсов проекта создания КорИС уходят на оптимизацию существующих бизнес-процессов и управленческих процессов[6].

Проблемы также в том, что, большинство предприятий не обладает развитой телекоммуникационной инфраструктурой, поэтому требуются значительные средства на эти цели, на обучение сотрудников навыкам работы с ИКТ, на дальнейшее сопровождение данных ИКТ, что приводит к существенному увеличению стоимости проекта создания КорИС.

Эти проблемы объясняются недостаточной зрелостью бизнес-процессов и низким уровнем компьютерной подготовки сотрудников для реализации проекта КорИС. Данная ситуация в Беларуси усложняется отсутствием развитых рыночных отношений.

В условиях отсутствия потребностей в КорИС для большинства белорусских предприятий поставщики предлагают ЕRР-системы как системы для любого бизнеса и любого предприятия. В случае попыток реализации таких проектов они будут обречены на неудачу. А оценить реальные потребности предприятия в информатизации, предложить адекватные ИС — такой подход не соответствует экономическим интересам поставщиков ЕRР-систем. При развитом рынке средств информатизации эти функции обычно выполняют консалтинговые фирмы, однако условия для их создания в республике пока не сложились.

Таким образом, проблемами информатизации белорусских предприятий являются: небольшая конкуренция предприятий в переходной экономике, а все современные КорИС настроены под рыночную экономику; адаптация опыта развитых стран; настройка КорИС на действующие бизнес-процессы, а не бизнес-процессы предприятия под конкретную КорИС и следовательно большинство времени и ресурсов проекта создания КорИС уходят на оптимизацию существующих бизнес-процессов и управленческих процессов; наращивание квалифицированного человеческого капитала в области ИКТ.


3.3 Особенности современной бизнес-среды

Информатизация предприятия зависит от особенностей современной бизнес-среды и носит эволюционный характер, который определяется, во-первых, эволюцией систем менеджмента, во-вторых, изменением бизнес-методик менеджмента и появлением новых информационных потребностей, в-третьих, совершенствованием бизнес-процессов.

В разные периоды истории содержание управления имело свои характерные особенности, определяемые спецификой бизнес-среды.

Особенно специфичной является бизнес-среда начала XXI века, находящаяся в состоянии непрерывной трансформации и обусловлена стремительными изменениями в области технологий. В свою очередь, изменение среды бизнеса влечет за собой адекватные изменения в методах и формах управления и требованиях к знаниям и умениям людей, осуществляющих управленческую деятельность.

Современный мир характеризуется такими особенностями, как:

· ускорение изменений в окружающей среде, вследствие чего управленцы высшего звена зачастую получают информацию тогда, когда она уже устаревает, и вынуждены делегировать принятие решений менеджерам среднего звена;

· изменение форм конкуренции в связи с возрастанием роли способности фирмы гибко и оперативно реагировать на изменения внешней среды;

· повышение роли информационной системы в организации в связи с возрастанием необходимости в актуальной, своевременной информации для управления;

· решение в информационных системах задач поддержки принятия управленческих решений по всем бизнес-процессам, от проектирования изделия до послепродажного сервисного обслуживания;

· развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации;

· глобализация и интернационализация бизнеса, вынуждающие компании шире использовать информационные технологии для поддержки управления;

· возрастание конкуренции за ресу рсы;

· изменение роли человеческого фактора, рассматриваемого уже не в контексте человеческих ресурсов, а с точки зрения формирования человеческого потенциала, как одного из важнейших средств обеспечения долговременного процветания фирмы, и др.

Особенности современного мира формируют новую бизнес-среду. Основными характеристиками новой бизнес-среды являются следующие:

· Бизнес теперь развивается на основе двух парадигм – традиционной и новой (информационной), ориентиры его развития задаются новыми ИКТ. Сегодня невозможно вести международный бизнес без Интернета.

· В новой бизнес-среде любой хозяйствующий субъект может легко и с минимальными затратами контактировать с другими хозяйствующими субъектами по вопросам совместной работы, торговли, обмена идеями, технологиями и т.п.

· Бизнес помимо традиционных операций включает в себя создание новых информационных технологий и программных продуктов, телекоммуникационные и провайдерские услуги, электронный бизнес, электронные рынки, электронные биржи, электронные платежные системы, телеработу, дистанционную занятость и др. Новые формы международного бизнеса развиваются в соответствии со своими специфическими целями и критериями эффективности.

· Достижения в развитии ИТ привели к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности. Появились новые формы экономической деятельности, которые по природе своей имеют глобальный (мировой) характер.

· Широкое внедрение в бизнес-процессы ИКТ и глобализация взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, ИТ стимулировали процесс глобализации отраслей и рынков, с другой – глобализация повышает экономическую эффективность использования ИТ[7].

В условиях современной бизнес-среды информация превращается в стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество организаций. И, соответственно, информационные системы приобретают все большую роль в достижении стратегических целей фирмы. А это означает, что важнейшей в управлении становится задача о стратегии развития организации в части ее взаимодействия с ИКТ, в том числе создание виртуальных организаций.

3.4 Виртуальные организации

Конкуренция всегда считалась основным фактором движения любого бизнеса, но с внедрением ИКТ сотрудничество и конкуренция перестают быть взаимоисключающими понятиями. Сегодня успех в бизнесе чаще всего определяется сетевыми структурами бизнес-организаций.

3.4.1. Сетевая организация как прообраз виртуальной организации

Существующие барьеры на пути вступления в передовые отрасли затрудняют самостоятельное вхождение в рынок новых конкурентов. Объединение организаций привело к появлению сетевой организации. Это позволило ее участникам разделить риск, связанный с затратами на открытие новых производственных линий, выпуск новой продукции, проведение организационных изменений. В свою очередь, масштабы стратегических союзов, субподрядных соглашений, децентрализация в принятии решений сделали бы крупные корпорации неуправляемыми без настоящего уровня развития компьютеров и телекоммуникационных сетей. Это как раз тот случай, в котором организационные изменения индуцировали направления технологического развития. Именно из-за сетевых нужд больших и малых организаций персональные компьютеры и компьютерные сети распространились так стремительно. А потребность в гибком интерактивном управлении инициировала развитие программного обеспечения.

Новым словом в решении проблем явилась организационная форма в виде сетевого предприятия (если посмотреть на эволюцию организации - от механистической к органичной). Основные различия не в изменениях, а в целях. Наличие общей цели является основным критерием организации, а направленность определяет ее форму. Так, цели механистической организации направлены внутрь (см. рис.), на воспроизведение системы и сохранение существующего порядка. В органичных организациях цели направлены во внешнюю среду, а структура является средством достижения цели и необходима для проведения постоянных изменений.

Для сетевой организации цель также направлена внутрь организации, на решение проблем участников, входящих в сетевую организацию. Что касается виртуальной организации, то само понятие общей цели будет проявляться как пересечение целей, т. е. на объединение людей, групп, организаций со схожими интересами для достижения каждым своей индивидуальной цели. Сетевая организация является прообразом виртуальной, поэтому следует отметить особенности сетевой организации и выявить то, что еще необходимо для появления виртуальной организации. Существуют пять типов сетей, которые образуются на межорганизационном уровне, по образу которых организована большая часть межфирменных сетей в глобальной экономике. К ним относятся:

· сети поставщиков;

· сети производителей;

· потребительские сети;

· коалиции по стандартам;

· технологическая кооперация.

Объединение организаций в сети позволяет им:

· собрать свои ресурсы, мощности,

· расширить охват рынка,

· приблизиться к потребителю,

· снизить транзакционные издержки,

· обмениваться знаниями и технологиями.

При своем формировании сети либо образуются вокруг одной ведущей компании, либо создаются на базе альянсов и кооперации между группами предприятий.

Современные технологии связи ускорили появление глобального рынка, телекоммуникации и интегральные системы позволяют управлять процессами независимо от расстояний. Расположение бизнеса перестало быть определяющим фактором достижения успеха и сделало возможным глобальное присутствие организации на рынке, а также появление новой формы организации.

3.4.2 Особенности виртуальной организации

ВО - это организация, которая создается для выполнения какой-либо работы или реализации возникающей потребности. Это позволяет избежать постоянных изменений организации и в то же время использовать возникающие возможности. ВО не имеет цели, она сама есть цель. ВО создается из различных предприятий на контрактной основе, не имеет единой юридической организационной структуры, но зато обладает общей коммуникационно-информационной структурой, которая обеспечивает интеграцию усилий партнеров при выполнении какого-то проекта. ВО можно рассматривать как своего рода метапредприятие, объединяющее цели, ресурсы, традиции и опыт нескольких предприятий для производства и предоставления инновационных услуг или изделий. В общем случае ВО представляет собой сложную систему, образованную из удаленных друг от друга групп людей (виртуальных коллективов), объединяемых на основе симбиоза ведущих сетевых и интеллектуальных технологий. Электронным путем формируется искусственное сообщество, которое существует и развивается в виртуальном пространстве.

С одной стороны, происходит слияние сетевых и интеллектуальных технологий, поскольку сеть, будучи одной из важнейших форм коллективного интеллекта, тесно связана с процессами самоорганизации, спонтанного возникновения новых структур. С другой стороны, речь идет о формировании единой системы поддержки коммуникативных процессов на ВК.

В определенном смысле виртуальной корпорацией является Интернет. Его роль и охват рынка столь стремительно развиваются, что становятся фактором развития не какого-то отдельного государства, а всей планеты.

Появление новых типов организаций предполагает пересмотр старых схем управления. Одним из главных изменений системы управления является стирание иерархических рамок в структуре корпорации. Вместо должностной иерархии на первое место выходят интеллектуальное сотрудничество и сетевая кооперация менеджеров. Главным фактором, обуславливающим эти изменения, становится переход от капитала к знаниям, интеллектуальным активам как критическим ресурсам организации. Для иерархической структуры управления характерно то, что каждая новая ситуация выносится на высший уровень рассмотрения, где и принимаются решения. Такой механизм управления становится неработоспособным в современном быстроменяющемся мире. Именно поэтому возникают ВО с сетевой структурой, где каждый доступен для каждого, а функции руководящих менеджеров ограничиваются организацией совместной работы, подбором персонала, обучением.

Новизна виртуальной организации проявляется на четырех уровнях: стратегическом, структурном, организационном и технологическом.

Стратегический уровень — виртуальная организация более фрагментарная и изменчивая, ориентированная на появляющиеся идеи и формируется вокруг возможностей. Основным стратегическим ресурсом будет время. Потребности клиента будут формировать сами виртуальные организации.

Структурный уровень — связи и элементы виртуальной организации представляют равноправное сотрудничество «свободных художников», рабочих групп, отделов и целых организаций на основе аутсорсинга.

Организационный уровень — построение отношений основывается на идеях, компетентности и партнерстве людей, участвующих в виртуальной организации. От работника будет требоваться не выполнение работы и даже не улучшение продукта или процесса ее выполнения, а умение сделать выбор, т.е. какую работу делать дальше, а от какой отказаться. А сам виртуальный характер работы помимо командной работы и внутренней мотивации потребует постоянного взаимодействия работников с работниками других организаций для выполнения работы в рамках виртуальной организации.

Технологический уровень — бизнес-процессы, как основа технологии и процесса создания продукта или услуги, будут доведены до замкнутого цикла, включающего динамическое моделирование и постоянное совершенствование в режиме реального времени.

Таким образом, несмотря на грядущую е-экономику и появление виртуальных организаций, другие организационные формы сохранят свою актуальность в силу сложившихся потребностей и отношений между людьми. Но и необходимо уже сегодня искать новые формы организаций, выходить за известные стереотипы. Если сегодня не планировать то, чего пока еще нет, то завтра уже невозможно будет успеть за происходящими изменениями[8].


4. Информационный менеджмент предприятия

4.1. Возникновение информационного менеджмента [9]

Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления предприятиями с целью позитивного воздействия на все элементы процесса производства и повышения его эффективности.

Менеджеры воздействуют, прежде всего, на главный элемент организации – людей, координируя их деятельность. Эффективность менеджмента определяется как соотношение результатов работы людей и использованных для их получения ресурсов.

Главное назначение информационного менеджмента (ИМ) — обеспечение ИР процессов управления, их формализации на предприятии. Данные процессы должны формироваться в условиях развития предприятия в рыночной экономике, предполагают использование известных стандартов управления. Возникновение информационного менеджмента (ИМ) связано с историческим развитием систем менеджмента, которое под воздействием рыночных процессов происходило следующим образом[10].

Финансово-ориентированный менеджмент рассматривается в XIX–XX вв. как стандарт развития капитализма. Стал актуален для стран СНГ в начальный период перехода к рыночной экономике.

Менеджмент качества (процессно-ориентированный менеджмент). Данная система менеджмента предполагает выстраивание бизнеса на идеологии качества предприятия и совершенствования бизнес-процессов, ориентированных на удовлетворение требований рынка покупателя. Начал формироваться в Японии в 50-х гг. XX в.

Маркетинг-менеджмент стал формироваться в 90-е гг. XX в., когда концепция повышения производительности сменилась концепцией эффективности сбыта продукции. На смену рынку производителя пришел рынок покупателя.

Менеджмент знаний. Данная система предполагает менеджмент на основе знаний, при которой реализуется целенаправленная деятельность предприятия, где знания рассматриваются как главный стратегический фактор успеха. Основной целью данной системы является повышение эффективности и стоимости компании за счет наращивания интеллектуальных ресурсов.

Возник информационный менеджмент на этапе маркетинга-менеджмента, когда информационная составляющая деятельности предприятий стала возрастать. Изменение систем менеджмента сопровождалось стандартизацией методов управления, что привело к классификации бизнес-процессов на базе концепции ВРI (Вusiness Рrocess Improvement — совершенствование бизнес-процессов)[11] [6]. При внедрении передовых методик предприятия практические результаты улучшаются и повышаются критерии оценок достижения уровней совершенства (зрелости) бизнес-процессов (уровней ВР1). Эти методики базируются на следующих принципах:

♦ любой процесс может быть улучшен;

♦ сразу ни одно предприятие не может перейти с начального уровня зрелости на высший.

Данная концепция предполагает информационное обеспечение процессов управления на базе ИКТ, большинство из которых не могут быть реализованы без создания ИС. Соответственно информатизация предприятия носит эволюционный характер и выражается определенными типами ИС: локальная ИС, комплексная ИС, корпоративная ИС (КИС), корпоративная ИС управления знаниями (КИС УЗ). Логику взаимосвязанного изменения можно представить следующим образом: система менеджмента – стандарт управления – уровень процессов – тип ИС[12]. В табл. 1.1.представлены взаимосвязи систем менеджмента и типов ИС[13]

Таблица 1.1

Экономика Ранняя ин-дустриальная Индустриаль- ная (рынок производителя) Развитая индуст- риальная (рынок покупателя) Сетевая
Менеджмент Финансово-ориенти-рованный Процессно- ориенти- рованный Маркетинг- менеджмент Менедж- мент знаний
Способ орга-низации работ Функция(ин-дивидуальные задания) Процесс Проект Управлен-ческие системы
Способ орга- низации персонала Отдельные работники Командная работа Команда проекта Сооб- щества
Стратегиче- ский ресурс Сырье Финансовый капитал Человеческий капитал Интеллек-туальный капитал
Способ орга-низации ин-формацион-ных ресурсов Локальная, комплексная ИС КИС концепции МЯР, МКР II КИС концепции ЕКР, ЕЯР II КИС управления знаниями

С точки зрения ИМ приведенные параметры позволяют увидеть тренд в развитии способов организации ИР в зависимости от внешних и внутренних условий организации основной деятельности предприятия.

4.2. Информационный менеджмент – технология организации управленческой деятельности

Информационный менеджмент — совокупность методов и средств управления информацией и управление с помощью информации деятельностью предприятия или организации.

Целевое направление информационного менеджмента — создание нового информационного общества.

Выделяют три вида информационного менеджмента:

1. управление предприятием (организацией);

2. управление внутренней документацией;

3. управление публикациями.

Первый из видов включает вопросы организации источников информации, средств передачи, создания баз данных, технологий обработки данных, обеспечение безопасности данных.

В круг задач менеджмента входят также разработка, внедрение, эксплуатация и развитие автоматизированных информационных систем и сетей, обеспечивающих деятельность предприятия (организации). В этих сетях должно быть обеспечено управление информационными ресурсами. Важное значение имеют организация и обеспечение взаимодействия с внешним информационным миром: сетями, базами данных, издательствами, типографиями и т.д.

Все возрастающая важность информационного менеджмента привела к появлению специалистов (информационных менеджеров), занимающихся его задачами. Эти специалисты должны преобразовывать пассивную корпоративную информацию в источники правдивых, так называемых рафинированных, сведений, определяющих успехи фирмы.

ИМ превращается в базовую технологию организации управленческой деятельности во всех сферах информационного общества.

Выделение ИМ предприятия в специфический вид деятельности обусловлено следующими основными факторами:

♦ значительным объемом функций и задач, связанных с орга-низацией сбора, обработки и передачи информации, не зависящих от специфики конкретного предприятия;

♦ относительной независимостью базовых ИС и информаци-онной логистики относительно содержания рабочих процессов обработки данных;

♦ относительной независимостью жизненного цикла ИС предприятия и технологических циклов обслуживания информа-ционной техники от основных рабочих процессов предприятия;

♦ перманентным характером изменений в технологической среде ИС и организационной структуре ИП предприятия.

4.2.1. Моделирование систем менеджмента

При совершенствовании системы менеджмента предприятия (внедрение новых стандартов управления или совершенствование существующих управленческих технологий) необходимо моделирование систем менеджмента. Модель в данном случае — это представление множества процессов предприятия в виде набора диаграмм, отображающих выполняемые функции, а также связывающих их материальные и информационные потоки и требуемые ресурсы.

Основными этапами моделирования являются:

1. Построение модели «как есть». Модель «как есть» представляет собой формализацию бизнес-процессов предприятия на момент обследования. Она позволяет понять, как функционирует данное предприятие, а также сформулировать предложения по внедрению новых управленческих процессов или их улучшению.

2. Построение модели «как должно быть». Данная модель позволяет привязать новые технологии управления к условиям работы предприятия, детализировать новую модель менеджмента, ее функции.

3. Формирование потоков ИР. Создание модели потоков ИР (внешних, формирование нормативно-справочной информации, внутренних), выработка предложений по созданию баз данных, хранилищ данных и баз знаний.

4. Разработка прототипа системы менеджмента. Формализация системы менеджмента с помощью набора ИС (технологических ИС, систем принятия и поддержки принятия решений, ЕRР-систем); экспериментальное моделирование работы системы менеджмента.

Данное моделирование определяет информационную деятельность предприятия.

4.2.2. Информационная деятельность предприятия

Информационная деятельность может быть охарактеризована следующим образом:

· обусловлена информационными потребностями персонала предприятия;

· организуется в форме информационных систем;

· регламентируется информационными технологиями;

· реализуется в форме информационных процессов;

· механизируется средствами размножения бумажных документов;

· автоматизируется средствами компьютерной обработки электронных документов.

Таким образом, совершенствование информационной деятельности предприятия является одной из подчиненных задач совершенствования системы менеджмента предприятия. Цель инновации в информационной деятельности — получение знания для поиска рациональных управленческих решений. Предприятия вынуждены принимать во внимание необходимость активной адаптации к изменению рыночной среды. Это требует новых технологий, а также управления организационными знаниями, т.е. теми, которые есть в организации.

Для успеха таких инноваций необходимо определенное состояние организационных знаний. Прежде всего, его определяют творчество и управление персоналом. Но нельзя управлять знаниями как таковыми, можно управлять только условиями, в которых данные знания могут быть созданы и оптимально использованы. Эти условия и определяются развитием ИС, в которой стратегический потенциал знаний[14] растет адекватно скорости изменения внешней среды, а также динамика производственных процессов.

Основная роль ИС в информационной деятельности — обеспечение компетентности на уровне предприятия. ИС должна объединить рациональным образом знания сотрудников, консультантов, конкурентов, партнеров и обеспечить управление возникающим потенциалом знаний. Базисом организационной компетентности является командная и проектная работа, а также коллективные формы обучения, внедрение новых технологий, стратегий диверсификации.

Таким образом, ИС фиксирует организационную компетентность предприятия, становится интеллектуальным ресурсом, который входит в инфраструктурные ресурсы предприятия, является частью более общего процесса изменений системы менеджмента, затрагивающего все составляющие и аспекты деятельности предприятия.

4.3.Менеджмент информационно-технологического обслуживания

Созданием и внедрением ИС на предприятии, обеспечением информационных процессов, их организацией, проектированием и ежедневным обеспечением информационных потребностей менеджмента предприятия должно заниматься специализированное подразделение — служба обеспечения функционирования ИС, во главе которой стоит ИС-менеджер (ИСМ).

В зависимости от количества пользователей на конкретном предприятии служба ИС может выделяться в соответствующее структурное подразделение информатизации. Эти подразделения (службы) могут быть малые (5 чел.), средние (6—20 чел.) и большие (более 20 чел.). Данные подразделения должны выполнять функции, связанные с жизненным циклом ИС: планирование развития ИС, разработка и приобретение новых ИКТ, их внедрение, управление ИС, обслуживание пользователей, администрирование БД и сетей, обеспечение работы компьютеров и локальной сети, зашита данных и т.д.

Основными задачами ИСМ являются: проведение на предприятии политики информатизации, суть которой заключается в выборе и реализации наиболее эффективной ИС для обеспечения информационных потребностей менеджмента, для организации производственных и бизнес-процессов при рациональном расходовании средств на ее развитие; обеспечение всех процессов, управление ими в соответствии с перечисленными выше функциями, управление непосредственно сотрудниками ИС-службы (ИСС).

Для эффективной работы ИСМ и ИСС очень важны некоторые общие принципы, на которые необходимо ориентироваться при информатизации.

Концепция менеджмента информационно-технологического обслуживания (Information Тесhnology Service Маnagement—IТSМ) была сформулирована в 1997 г. компанией Неwlett-Packard на основе лучшего международного опыта в области информационных технологий, собранного в библиотеке IТ Infrastructure Library (IТIL). IТSМ предполагает качественно новый подход к организации ИС-служб, концепцию которого в несколько упрощенном виде можно свести к трем основным тезисам:

♦ управление ИС как бизнесом;

♦ тесная привязка деятельности ИС-службы к основной деятельности предприятия;

♦ переход к процессной модели управления ИС-службой на базе отраслевых рекомендаций (ITIL).

Последовательность реализации сервисной модели организации ИТ-услуг предусматривает поэтапный переход от нижнего уровня (системы управления, сложившейся, порой весьма хаотично, на основе внутренних процессов и регламентов) до высшего, сертифицированного по международным стандартам качества. Движение в этом направлении должно строиться в виде прохождения ступеней бизнес-менеджмента в области использования ИКТ на предприятии.

Основная идея внедрения IТSМ состоит в том, что ИС-служба становится полноправным участником рабочих процессов (производства), выступая в роли поставщика определенных услуг для функциональных подразделений, а отношения между ними формализуются как отношения «потребитель услуг — поставщик услуг», т.е. на основе схемы «клиент — сервер». Подразделение или пользователь формулирует свои требования к необходимому составу и качеству ИТ-услуг, руководство определяет объем финансирования для выполнения этих требований, а ИС-служба поддерживает и развивает ИТ-инфраструктуру таким образом, чтобы она была в состоянии обеспечить необходимые объемы и качество информационного обслуживания.


5. Информационные ресурсы

5.1.Иинформационный ресурс: понятие, виды, характеристики

Информационный ресурс (ИР) - организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах[15].

ИР делятся на государственные и негосударственные.

Состав государственных информационных ресурсов, порядок их формирования, а также пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Порядок формирования негосударственных информационных ресурсов определяется собственниками информационных ресурсов.

К ИР относятся рукописные, печатные и электронные издания, содержащие нормативную, распорядительную и другую информацию по различным направлениям общественной деятельности (законодательство, политика, социальная сфера и т.д.). Перенесенные на электронные носители ИР с помощью средств ВТ и связи приобретают качественно новое состояние, становятся доступными для оперативного воспроизводства необходимой информации и превращаются в важнейший фактор социально-экономического развития общества.

Одна из основных характеристик любых ресурсов — их потенциальная эффективность. Особенность ИР, в отличие от материальных и финансовых ресурсов, заключается в том, что потенциальная эффективность информационных ресурсов не исчезает и не уменьшается даже после многократного использования одних и тех же сведений (данных, информации и знаний). Уменьшение потенциальной эффективности может быть связано только с устареванием сведений (ИР). При этом потенциальная эффективность ИР может быть реализована спустя определенное, иногда продолжительное время и, что принципиально важно, только при наличии потребителя информации, способного к ее восприятию (интерпретации) и использованию для решения своих конкретных задач.

Информационные процессы (ИП) в общем случае являются производными от:

§ информационных потребностей решаемых прикладных задач, т.е. от ИР;

§ организации необходимых ИР;

§ требуемых режимов обработки и передачи данных;

§ используемых ИКТ.

Очевидно, что имеют место и обратные зависимости и связи: ИР определяют требования к информационным потокам и их обработке, т.е. к ИП. Специфика ИП и ИР, экономические факторы и требования эффективности стимулируют создание, развитие и применение соответствующих программно-аппаратных средств обработки, хранения и передачи данных.

5.2. ИР – стратегические ресурсы государства

Формирование ИР и их системное использование во все большей степени становятся объектом политических и экономических интересов как на национальном, так и на международном уровнях. Такими интересами объясняется глобальная конкуренция за господство на информационном рынке, приведшая к стремительным темпам роста ИКТ. При этом огромные средства выделяются ежегодно на разработку технологий работы с ИР. По данным «Financial Times», за 2010 г. в числе 500 крупнейших компаний мира более 20% составляют компании, специализирующиеся в области создания и непосредственного использования ИР[16].

Информационные ресурсы страны, региона, организации рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам. Развитие информационных ресурсов позволяет:

· превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

· сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

· образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

· повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

5.3. Проблемы обеспечения информационными ресурсами

Особо выделяются проблемы обеспечения информационными ресурсами управления экономическими процессами, национальной безопасностью, социальной и общественно-политической сферами.

ИР в управлении экономическими процессами охватывают:

§ общегосударственный (макро) уровень;

§ отраслевой уровень;

§ территориальный уровень;

§ уровень экономических агентов.

Задачи и цели управления на каждом из уровней определяют состав и объем необходимых ИР и способы их использования.

На общегосударственном уровне управления решаются задачи:

Ø макроэконом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: