Социальное предпринимательство: определение, характерные признаки

Термины «социальное предпринимательство» и «социальный предприниматель» впервые упоминаются в 1960-х в англоязычной литературе, посвященной вопросам социальных изменений. Они стали широкоупотребительными в 1980-х, в частности, благодаря усилиям Билла Дрейтона, основателя компании Ашока: Инновации для общества, и Чарльза Лидбитера. В 1950-1990 годах большую роль в развитии социального предпринимательства играл Майкл Янг. Профессор Гарварда Дэниэл Белл назвал Янга «самым успешным в мире предпринимателем в области социальных инициатив» благодаря его роли в создании более 60 организаций по всему миру, включая несколько Школ социального предпринимательства в Великобритании. Другим известным британским социальным предпринимателем является лорд Мосон, кавалер Ордена Британской империи. Эндрю Мосон получил титул пэра в 2007 г. за свою работу по экономическому и социальному обновлению и улучшению городских территорий. Он является автором книги «Социальный предприниматель» и управляющим компанией Эндрю Мосон и партнеры, которая занимается распространением его опыта

Хотя термин «социальное предпринимательство» сравнительно нов, само явление имеет давнюю историю. К числу людей, чья деятельность может служить образцом социального предпринимательства, можно отнести Флоренс Найтингейл, основательницу первого училища для медсестер в Великобритании, разработавшую прогрессивные стандарты работы медсестер и способствовавшую их широкому распространению; Роберта Оуэна, основателя кооперативного движения; Винобу Бхаве, основателя индийского движения Земля в дар. В девятнадцатом и двадцатом веках некоторые из наиболее успешных социальных предпринимателей способствовали распространению инноваций, полезность которых была оценена так высоко, что они были внедрены в национальных масштабах при поддержке государства или бизнеса.

Одним из широко известных современных социальных предпринимателей является, получивший в 2006 году Нобелевскую премию мира Мухаммад Юнус, основатель и менеджер банка Гремин и связанной с ним группы социальных венчурных предприятий. Деятельность М. Юнуса и банка Грамин является примером важной особенности современного социального предпринимательства: огромный успех часто приносит реализация социальных задач с использованием принципов бизнеса. В некоторых странах, в том числе в Бангладеш и в меньшей степени в США, социальные предприниматели занимаются теми задачами, которые государство, играющее ограниченную роль, на себя не берет. В других странах, в частности, в Европе и Южной Америке они довольно тесно работают совместно с государственными организациями, как на общенациональном, так и на местном уровне.

В современной теории социального предпринимательства можно выделить по крайней мере три основных подхода и определения.

Так, в странах Северной и Южной Америки социальным предпринимательством называют предпринимательскую деятельность неприбыльных организаций, доход от которой направляется на реализацию уставных целей организации. Предусматривается, что миссия и уставные целые НПО направлены соответственно на решение социальных проблем, предоставления услуг целевой группе, ради которой создавалась организация и улучшение качества жизни. Субъектами социального предпринимательства, в подавляющем большинстве, являются неприбыльные организации. В США существуют сильные традиции самоорганизации населения, потому и большую часть социальных проблем успешно решают НПО, получая за это финансирование от целевой группы, населения, государства и доноров.

В Европейских странах социальное предпринимательство определяется больше как бизнес с социальной миссией. В отличие от обычного предпринимательства, на первое место выходит социальный аспект, или социальный эффект от предпринимательской деятельности, а затем финансовая эффективность. Важным критерием социальных предприятий в Британии, например, есть коллективная форма собственности и деятельность в интересах территориальных общин. Как видим, субъектом социального предпринимательства здесь выступают предприятия бизнеса с выраженной социальной миссией.

Третье определение социального предпринимательства используется в большинстве международных частных и общественных фондах, созданных ради развития и поддержки данного направления социально-экономической деятельности. Такие известные и действенные фонды как Schwab Foundation for Social Entrepreneurship (Швейцария), Skoll Foundation (США) и Ashoka Foundation (Индия) определяют социальное предпринимательство скорее как инновационную предпринимательскую деятельность ради социальных превращений в обществе и общинах. Отличием данного подхода является то, что на первое место выходит лидер - социальный предприниматель. Деятельность многих организаций - это поиск социальных новаторов по всем мире, создания благоприятных условий для их труда, их поддержка и признание. И здесь, преимущественно, субъектом СП является человек и его деятельность. Форма организации дела не суть важна и может отличаться - от инициативной группы в общине - к частному бизнесу или научно-исследовательскому институту.

Социальное предпринимательство - предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся следующими признаками:

- социальное воздействие (англ. social impact) - целевая направленность на решение/смягчение существующих социальных проблем, устойчивые позитивные измеримые социальные результаты;

- инновационность - применение новых, уникальных подходов, позволяющих увеличить социальное воздействие;

- самоокупаемость и финансовая устойчивость - способность социального предприятия решать социальные проблемы до тех пор, пока это необходимо и за счет доходов, получаемых от собственной деятельности;

- масштабируемость и тиражируемость - увеличение масштаба деятельности социального предприятия (на национальном и международном уровне) и распространение опыта (модели) с целью увеличения социального воздействия;

- предпринимательский подход - способность социального предпринимателя видеть провалы рынка, находить возможности, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество в целом.

Социальное предпринимательство успешно тогда, когда есть некая новаторская идея, приводящая к необычной комбинации ресурсов. Компании такого рода часто экзотичны, они занимаются тем, что брошено другими, используют даровые или недоиспользованные ресурсы, и создают социальное благо способами, которые упущены другими

Социальное предпринимательство - это новый способ социально-экономической деятельности, в котором соединяется социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости. В его основе лежит функционирование так называемых социальных предприятий - предприятий, созданных с целью решения определенной социальной проблемы или проблем, действующих на основе инноваций, финансовой дисциплины и порядка ведения дел, принятого в частном секторе. Уже само определение указывает на несколько основополагающих черт социального предпринимательства:

1). первенство социальной миссии над коммерцией, что означает -- предприятие предназначено для решения реальной социальной проблемы либо существенного уменьшения ее остроты; при этом социальный эффект является не побочным продуктом деятельности, как в предпринимательстве, а прямым целенаправленным результатом (в свою очередь, это обусловливает направление полученной прибыли на социальные цели организации, а не в карман инвесторов или собственников);

2). существование устойчивого коммерческого эффекта, обеспечивающего самоокупаемость и конкурентоспособность предприятия (наилучшей гарантией этого служит получение дохода преимущественно от продажи товаров и услуг, а не грантов и благотворительности, которые в качестве дополнительных финансовых ресурсов, однако, не исключены);

3). новаторство, с которым комбинируются социальные и экономические ресурсы, -- без которого невозможны ни устойчивость социальной миссии, ни экономическая устойчивость, коль скоро организация взяла на себя задачу решения нерешенной социальной проблемы, -- т.е. преобразование существующего нежелательного социального порядка в более благоприятный.

Именно сложившийся нежелательный социальный порядок в какой-то области может быть естественной предпосылкой возникновения нестандартных социально-экономических организаций, какими являются социальные предприятия. В противном случае социальная проблема уже решалась бы средствами традиционных секторов экономики - государственного, частного или некоммерческого. К таким проблемам устойчивого, но нежелательного «социального порядка» могут относиться и проблемы, встречающиеся во многих странах, например, застойная безработица в среде этнических меньшинств, социальная исключенность инвалидов, и локальные, например, упадок традиционных рыболовецких поселений или экологический вред от массового сезонного сжигания мусора.

Если говорить об экономических последствиях, то социальное предпринимательство повышает совокупную экономическую эффективность, так как вводит в экономический оборот ресурсы, которые ранее в таком качестве не использовались. Это касается неиспользуемых материальных и человеческих ресурсов -- отходы производства, социально исключенные группы, солидарность и доверие людей, когда они объединены общей целью, и проч. К аналогичному эффекту приводят и новые комбинации наличных ресурсов, например, использование концепции спортивной борьбы для перевоспитания молодежи, объединение рыбаков в компанию прямых интернет-продаж рыбы для ресторанов; создание некоммерческой электростанции для финансирования социальных проектов и проч.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: