Построение тарифной системы для организации заработной платы отдельных категорий работников автомобильного транспорта имеет свои особенности. Профессиональным мастерством водителя является присвоенный водителю на предприятии класс квалификации.
Для водителей автомобилей утверждены три квалификационные характеристики: водитель автомобиля 3,2 и 1 -го классов. Высшим классом является первый класс.
Основная расчетная тарифная ставка водителей грузовых и легковых автомобилей — ставка водителя 3-го класса. Водителям таких автомобилей, имеющим более высокий класс, установлена ежемесячная надбавка за классность в размере: для водителей 2-го класса — 10 % и для водителей 1-го класса — 25 %.
Основной ставкой водителей, работающих на автобусах, автомобилях скорой медицинской помощи, пожарных, оперативных, считается ставка 2-го класса, поскольку водители 3-го класса к работе на автомобилях таких типов не допускаются. В соответствии с этим надбавка за классность предусмотрена для водителей 1-го класса. Размер надбавки составляет 15 %.
|
|
Тарифные ставки водителей дифференцированы в зависимости от вида перевозок. Тарифные ставки водителей грузовых, специализированных и специальных автомобилей дифференцируются по трем группам в зависимости от их типа, назначения и грузоподъемности.
В первую группу включены тарифные ставки водителей, работающих на бортовых автомобилях общетранспортного назначения.
Во вторую — тарифные ставки водителей, работающих на специализированных и специальных автомобилях (самосвалах, фургонах, цистернах, рефрижераторах, технической помощи, пожарных, снегоочистительных, поливочно-моечных, автокранах, автопогрузчиках, автомобилях-тягачах с прицепами и полуприцепами, а также газобаллонных автомобилях). Тарифные ставки водителей, занятых на автомобилях второй группы, повышаются по сравнениюс первой на 10...20 %.
К третьей группе относятся ставки водителей, работающих на специальных, специализированных и бортовых автомобилях, на работах с вредными или особыми условиями труда. Размер тарифных ставок водителей, относящихся к этой группе, повышен на 20...50 % по сравнению с первой.
Тарифные ставки каждой группы дифференцированы в зависимости от грузоподъемности автомобилей, так как с ее повышением возрастает интенсивность труда водителя.
Для водителей грузовых автомобилей тарифные ставки повышаются на 15 % в случае, если они заняты в открытых горных и скрытных работах, на добыче угля, сланца, руды, нерудных материалов, огнеупорного сырья, флюсов и закладочных материалов для основного производства угольной, сланцевой, металлургической и химической промышленности. Такие же условия оплаты предусмотрены и для водителей, занятых на вывозе угольного шлама, древесины, сажи, взрывчатых и радиоактивных веществ.
|
|
Критериями для дифференциации тарифных ставок водители автобусов являются тип и назначение подвижного состава, определяемые его габаритной длиной. Тарифные ставки водителей легковых автомобилей и автомобилей-такси дифференцируются в зависимости от рабочего объема цилиндров двигателя (до 1,8; 1,8...3,5; свыше 3,5).
Тарифная система ремонтно-обслуживающих и вспомогательных рабочих автомобильного транспорта построена исходя из шестиразрядной тарифной сетки.
Часовые тарифные ставки ремонтных рабочих дифференцированы в зависимости от форм оплаты, тяжести и условий труда. В связи с более высокой интенсивностью труда тарифные ставки рабочих на сдельных работах приблизительно на 15 % выше ставок рабочих, занятых на повременных работах. Для отдельных профессий рабочих-повременщиков (кладовщиков, раздатчиков инструмента и т. д.) вместо часовых тарифных ставок установлены месячные оклады.