Важным элементом в организации оплаты труда работников является выплата надбавок и доплат, носящих компенсационный характер.
Предприятия автомобильного транспорта осуществляют с учетом норм Отраслевого тарифного соглашения
♦ доплату за работу по графику с разделением смены на части
в размере не менее 30 % тарифной ставки за отработанное в
смене время;
♦ плату сверхурочных работ не менее чем в двойном размере;
♦ доплату за работу в ночное время всем работникам в размере 40 % тарифной ставки (оклада);
♦ компенсацию за работу в выходной день не менее чем в двойном размере;
♦ оплату работы в праздничные дни не менее чем в двойном
размере;
♦ доплату за работу с тяжелыми и вредными условиями труда в
размере не менее 12 % тарифной ставки и на работах с особо
тяжелыми условиями труда не менее 24 % тарифной ставки.
В рекомендуемый и утвержденный ранее Минавтотрансом РФ перечень работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых могут вводиться доплаты рабочим автомобильного транспорта за условия труда входят, например:
|
|
♦ правильные работы вручную при ремонте кузовов и других
деталей автомобилей с применением абразивных кругов и
газосварочного оборудования;
♦ ремонт автомобилей, используемых на перевозках нечистот,
гниющего мусора и трупов;
♦ ремонт топливной аппаратуры, работающей на этилированном бензине;
♦ очистка, обмывка подвижного состава, изделий, деталей и узлов от грязи, ржавчины, окалины, старой краски и тому подобного вручную, механизированным и химическим способами, а также с применением керосина, бензина, ацетона, каустической соды и других растворителей.
Доплаты за работу в тяжелых и вредных, а также особо тяжелых и особо вредных условиях труда устанавливаются предприятиями по результатам аттестации рабочих мест (в том числе водителя) и оценки условий труда на них, начисляются за время фактической занятости работников на таких местах. Предприятия осуществляют конкретные мероприятия по созданию здоровых и безопасных условий труда, устранению выявленных в результате аттестации рабочих мест недостатков с целью доведения условий труда до требования норм и правил по охране труда.
Предприятия самостоятельно вводят стимулы для поощрения за непрерывный стаж работы на данном предприятии, профессиональное мастерство, более эффективный труд, многосменный режим работы, совмещение профессий, работу на устаревшем подвижном составе и другие.
Критерием оценки уровня профессионального мастерства рабочего, например, слесаря по ремонту автомобилей, могут служить: обеспечение высокого качества работ, строгое соблюдение технологической дисциплины, систематическое выполнение плановых заданий, выполнение работ особой сложности, освоение новых профессий и смежных функций и т. п.
|
|
Рекомендованные ранее дифференцированные надбавки тарифным ставкам за профессиональное мастерство: для рабочих III разряда в размере 12 %, IV разряда — 16 %, V разряда — 20 %, VI разряда — 24 % соответствующей тарифной ставки, продолжают успешно применяться на автотранспортных предприятиях.