Этические принципы и правила психологического консультирования

Слово «принцип» происходит от латинского слова principium – основа, начало. Под этим словом понимается основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности. Принципы психологического консультирования суть правила этой работы, возникшие из опыта практической деятельности людей в этой области.

Принципы психологического консультирования (по Ю.Е. Алешиной):

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

Безоценочное отношение к человеку. Психолог, общаясь с клиентом, не выдвигаем по отношению к нему условий ценности, а пытаемся понять, принять и полюбить клиента таким, каков он есть.

Ориентация на нормы и ценности клиента. Психолог во время работы ориентируется не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.

Осторожное отношение к советам.

Алешина Ю.Е. формулирует этот принцип более строго – как запрет давать советы вообще. В пользу этого она приводит следующие аргументы:

а) гарантированный совет другому дать невозможно – жизнь каждого уникальна и непредсказуема;

б) советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватному отношению к действительности – у клиента формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему;

в) любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту, как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих событиях.

Разграничение личных и профессиональных отношений. Психологу-консультанту не рекомендуется переходить с клиентом на дружественные отношения и пытаться оказывать профессиональную помощь своим друзьям и близким.

Включенность клиента в процесс консультирования. Клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для этого необходимо следить за тем, чтобы: а) развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным; б) чтобы клиенту было интересно.

Анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без согласия клиента ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям. Однако за последнее время выяснилось, что это правило может иметь исключения.

Консультанту не просто следовать правилам этики по достаточно объективным причинам. Основные из них указали George и Cristiani:

Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций консультирования, ведь каждый консультативный контакт уникален.

Большинство консультантов практикуют в определенных учреждениях (клиниках, центрах, школах, частных службах и пр.). Ценностная ориентация этих организаций может не вполне совпадать с этическими требованиями к консультанту. В таких случаях консультант оказывается перед сложным выбором.

Консультант нередко попадает в этически противоречивые ситуации, когда, придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую.

Кочюнас Р.-А. Б, проанализировав зарубежную литературу, сформулировал следующие принципы этичного поведения в психологическом консультировании:

Консультант ответственен в своей работе:

Перед своим клиентом.

Перед членами семьи клиента.

Перед организацией, в которой он работает.

Вообще перед общественностью.

Перед своей профессией.

Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому до начала процесса консультирования консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:

Об основных целях консультирования.

О своей квалификации.

Об оплате за консультирование.

О приблизительной продолжительности консультирования.

О целесообразности консультирования в данной ситуации.

О риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования.

О границах конфиденциальности.

Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультативные встречи с клиентами ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования.

Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио и видео записи, наблюдения через зеркало одностороннего видения, присутствие на консультации других лиц (стажеров, студентов).

Правило конфиденциальности:

Вопрос конфиденциальности следует обсудить во время первой встречи с клиентом. Если клиент не возражает, вопрос конфиденциальности из этического превращается в сугубо профессиональный.

Обязательство соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а относительно, поскольку существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство.

Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом сведений, тем не менее, доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, нежели "секретность" событий, о которых сообщает клиент.

Информацию о клиенте можно использовать только в профессиональных целях. Информация эта должна использоваться только для блага клиента.

Материалы консультативных встреч в форме, в которой они не могут причинить вред интересам клиента, консультант может использовать в своей профессиональной научной или преподавательской деятельности. Они не попадают под правило конфиденциальности.

Ориентируясь на право клиента, на доброе имя и сохранение тайны, консультант в определенных случаях может не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц.

Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности.

Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.

Кочюнас Р.-А. Б. приводит примерный список обстоятельств, при которых требование конфиденциальности может быть нарушено:

Преступные действия (насилие, развращение, инцест и подобные), совершаемые над несовершеннолетними.

Необходимость госпитализации клиента.

Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.

Повышенный риск для жизни клиента или других людей.

Выяснив в процессе консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан:

Принять меры для защиты потенциальной жертвы или жертв.

Проинформировать об опасности ее саму (или их).

Родителей или близких этого человека.

Правоохранительные органы.

Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: