Слово «принцип» происходит от латинского слова principium – основа, начало. Под этим словом понимается основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности. Принципы психологического консультирования суть правила этой работы, возникшие из опыта практической деятельности людей в этой области.
Принципы психологического консультирования (по Ю.Е. Алешиной):
Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.
Безоценочное отношение к человеку. Психолог, общаясь с клиентом, не выдвигаем по отношению к нему условий ценности, а пытаемся понять, принять и полюбить клиента таким, каков он есть.
Ориентация на нормы и ценности клиента. Психолог во время работы ориентируется не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.
Осторожное отношение к советам.
Алешина Ю.Е. формулирует этот принцип более строго – как запрет давать советы вообще. В пользу этого она приводит следующие аргументы:
а) гарантированный совет другому дать невозможно – жизнь каждого уникальна и непредсказуема;
б) советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватному отношению к действительности – у клиента формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему;
в) любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту, как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих событиях.
Разграничение личных и профессиональных отношений. Психологу-консультанту не рекомендуется переходить с клиентом на дружественные отношения и пытаться оказывать профессиональную помощь своим друзьям и близким.
Включенность клиента в процесс консультирования. Клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для этого необходимо следить за тем, чтобы: а) развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным; б) чтобы клиенту было интересно.
Анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без согласия клиента ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям. Однако за последнее время выяснилось, что это правило может иметь исключения.
Консультанту не просто следовать правилам этики по достаточно объективным причинам. Основные из них указали George и Cristiani:
Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций консультирования, ведь каждый консультативный контакт уникален.
Большинство консультантов практикуют в определенных учреждениях (клиниках, центрах, школах, частных службах и пр.). Ценностная ориентация этих организаций может не вполне совпадать с этическими требованиями к консультанту. В таких случаях консультант оказывается перед сложным выбором.
Консультант нередко попадает в этически противоречивые ситуации, когда, придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую.
Кочюнас Р.-А. Б, проанализировав зарубежную литературу, сформулировал следующие принципы этичного поведения в психологическом консультировании:
Консультант ответственен в своей работе:
Перед своим клиентом.
Перед членами семьи клиента.
Перед организацией, в которой он работает.
Вообще перед общественностью.
Перед своей профессией.
Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому до начала процесса консультирования консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:
Об основных целях консультирования.
О своей квалификации.
Об оплате за консультирование.
О приблизительной продолжительности консультирования.
О целесообразности консультирования в данной ситуации.
О риске временного ухудшения состояния клиента в процессе консультирования.
О границах конфиденциальности.
Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультативные встречи с клиентами ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования.
Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио и видео записи, наблюдения через зеркало одностороннего видения, присутствие на консультации других лиц (стажеров, студентов).
Правило конфиденциальности:
Вопрос конфиденциальности следует обсудить во время первой встречи с клиентом. Если клиент не возражает, вопрос конфиденциальности из этического превращается в сугубо профессиональный.
Обязательство соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а относительно, поскольку существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство.
Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом сведений, тем не менее, доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, нежели "секретность" событий, о которых сообщает клиент.
Информацию о клиенте можно использовать только в профессиональных целях. Информация эта должна использоваться только для блага клиента.
Материалы консультативных встреч в форме, в которой они не могут причинить вред интересам клиента, консультант может использовать в своей профессиональной научной или преподавательской деятельности. Они не попадают под правило конфиденциальности.
Ориентируясь на право клиента, на доброе имя и сохранение тайны, консультант в определенных случаях может не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц.
Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение собственного достоинства и безопасность своей личности.
Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.
Кочюнас Р.-А. Б. приводит примерный список обстоятельств, при которых требование конфиденциальности может быть нарушено:
Преступные действия (насилие, развращение, инцест и подобные), совершаемые над несовершеннолетними.
Необходимость госпитализации клиента.
Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.
Повышенный риск для жизни клиента или других людей.
Выяснив в процессе консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан:
Принять меры для защиты потенциальной жертвы или жертв.
Проинформировать об опасности ее саму (или их).
Родителей или близких этого человека.
Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.