Бюджетная система - это совокупность бюджетов разных уровней, находящихся в определенной взаимосвязи, основанная на экономических взаимоотношениях и бюджетном праве.
Бюджетное право - это совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность государственных органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
В каждом государстве основы бюджетного права определяются конституцией. Более конкретные вопросы о разграничении бюджетных прав, о порядке осуществления бюджетного процесса, о разграничении различных доходов и расходов между бюджетами разных уровней и др. регламентируются специальными законодательными актами России. К ним относятся:
1. Закон «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и исполнению внебюджетных фондов».
2. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса».
3. Законы «О местном самоуправлении», «О субвенциях», «Об образовании», «О недрах» и др.
4. Ежегодный закон «О бюджете на финансовый год».
|
|
Указы Президента, постановления и распоряжения правительства, которые корректирует вышеперечисленные законы и чаще всего предусматривают введение льгот, преимуществ для тех или иных территорий.
Законы 3-4 определяют разделение полномочий и ответственностей между уровнями государственной администрации и местного самоуправления по решению задач социально-культурного и инфраструктурного развития, устанавливают требования по разграничению расходов и доходов между соответствующими бюджетами.
Таким образом, действующая юридическая база регулирования бюджетно-налоговых правовых отношений – это нормы, рассредоточенные по множеству законодательных актов различной природы. Вот почему требуется их систематизация путем составления кодифицированных сводов, норм с подробными комментариями по их практическому применению в системе регионального и местного самоуправления.
Принципы построения бюджетной системы:
1. Принцип единства – означает применение единой бюджетной классификации в государстве, единой правовой базы, единообразие форм финансовых документов, содержащих статистическую информацию, передаваемую с одного уровня бюджета на другой с целью составления консолидированных, бюджетов и т.д.
2. Принцип полноты – означает составление брутто-бюджета, т.е. в нем должны быть отражены все поддающиеся предвидению доходы и расходы.
3. Принцип гласности – требует публикаций проектов бюджетов, их утверждения и отчетов об их исполнении.
4. Принцип наглядности – предполагает, что бюджеты должны быть ясными и доступными для понимания.
|
|
5. Принцип реальности – требует правдивого отражения в бюджетах всех финансовых операций правительства.
6. Принцип совокупного покрытия – означает, что все доходы служат покрытию всех расходов.
7. Принцип самостоятельности – означает наличие самостоятельных источников доходов для бюджетов разных уровней и право соответствующих органов власти и управления самостоятельно определять направление расходования средств.
Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Например, в унитарных государствах существует два звена государственной власти и управления и, соответственно, два уровня бюджетной системы (центральная и местная).
В действительности существует тесная взаимосвязь между бюджетами этих уровней, т.к. местные органы власти являются проводниками в жизнь социальной политики центрального правительства.