Рентабельность, показатели, методы исчисления

По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.

В настоящее время предприятия применяют следующую систему показателей рентабельности:

♦ рентабельность производства – отношение прибыли к себестоимости (затратам), характеризующее окупаемость затрат и позволяющее планировать цены и прибыль (валовую и от продаж продукции);

♦ рентабельность продукции – отношение прибыли к объему продаж, исчисляемое на базе валовой прибыли, прибыли от продаж продукции, работ, услуг, чистой прибыли, прибыли до налогообложения и позволяющее предприятию контролировать ценовую политику и себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

♦ рентабельность предприятия, капитала (активов) – отношение валовой прибыли или прибыли от продаж товаров, продукции, работ, услуг, чистой прибыли к сумме всех активов предприятия или отдельным их элементам.

Помимо общих показателей рентабельности находят применение и частные:

♦ рентабельность акционерного собственного капитала;

♦ рентабельность материальных активов (внеоборотных и оборотных материальных активов);

♦ рентабельность инвестиционного капитала (собственного капитала и долгосрочных обязательств) и т. д.

В финансовом менеджменте для определения рентабельности часто прибегают и к помощи многофакторных моделей. Например, к так называемой формуле Дюпона, которая определяет зависимость между рентабельностью активов, рентабельностью продукции и оборачиваемостью активов.

Повышение рентабельности возможно за счет:

♦ реструктуризации предприятий;

♦ усовершенствования финансового менеджмента;

♦ снижения себестоимости (использования более дешевых видов сырья, материалов, топлива, сокращение затрат на обслуживание и управление производством т. д.);

♦ увеличения объемов производства и реализации продукции;

♦ подъема эффективности использования производственных ресурсов;

♦ улучшения качества продукции и повышения цен на нее.

Вопрос 13


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: