По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.
В настоящее время предприятия применяют следующую систему показателей рентабельности:
♦ рентабельность производства – отношение прибыли к себестоимости (затратам), характеризующее окупаемость затрат и позволяющее планировать цены и прибыль (валовую и от продаж продукции);
♦ рентабельность продукции – отношение прибыли к объему продаж, исчисляемое на базе валовой прибыли, прибыли от продаж продукции, работ, услуг, чистой прибыли, прибыли до налогообложения и позволяющее предприятию контролировать ценовую политику и себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
♦ рентабельность предприятия, капитала (активов) – отношение валовой прибыли или прибыли от продаж товаров, продукции, работ, услуг, чистой прибыли к сумме всех активов предприятия или отдельным их элементам.
|
|
Помимо общих показателей рентабельности находят применение и частные:
♦ рентабельность акционерного собственного капитала;
♦ рентабельность материальных активов (внеоборотных и оборотных материальных активов);
♦ рентабельность инвестиционного капитала (собственного капитала и долгосрочных обязательств) и т. д.
В финансовом менеджменте для определения рентабельности часто прибегают и к помощи многофакторных моделей. Например, к так называемой формуле Дюпона, которая определяет зависимость между рентабельностью активов, рентабельностью продукции и оборачиваемостью активов.
Повышение рентабельности возможно за счет:
♦ реструктуризации предприятий;
♦ усовершенствования финансового менеджмента;
♦ снижения себестоимости (использования более дешевых видов сырья, материалов, топлива, сокращение затрат на обслуживание и управление производством т. д.);
♦ увеличения объемов производства и реализации продукции;
♦ подъема эффективности использования производственных ресурсов;
♦ улучшения качества продукции и повышения цен на нее.
Вопрос 13