Республика Беларусь — молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику.
Национальная экономика - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства в определенных территориальных границах, включающая все отрасли, виды деятельности, территориальные комплексы, объединенные системой общественного разделения и кооперации труда (общественным трудом).
Национальная экономика — это отрасль науки, изучающая становление национальной экономики, ее экономический потенциал, хозяйственные комплексы страны и национальный рынок, место страны в мировой экономике.
Как наука национальная экономика имеет собственный объект, предмет исследования. Объектом исследования выступает экономика страны в масштабе государства. Предметом — закономерности функционирования и развития хозяйственной системы, ее элементов, потенциалов, механизмов.
|
|
Характерные черты и условия функционирования национальной экономики:
1)суверенитет нации и государства;
2)территориальная целостность;
3)единство экономического пространства и юридической среды;
4)общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;
5)наличие единого платежного средства — национальной денежной единицы и целостной финансовой системы;
6)развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений;
7)эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации.
Цели национальной экономики:
- обеспечить устойчивые высокие темпы роста объема производства товаров и услуг без резких изменений, спадов и кризисов;
- обеспечить экономическую и социальную эффективность производства в условиях ограниченности ресурсов;
- обеспечить стабильность цен в рыночной экономике, не «замораживая» их на длительный период, а планово регулируя;
- создать высокий уровень занятости – достигается в том случае, когда каждый желающий получить работу имеет ее;
- справедливое распределение доходов;
- защита окружающей среды;
- поддержание активного внешнеторгового баланса – достижение относительного равновесия между экспортом и импортом страны, а также достижение стабильности обменного курса национальной валюты других стран.
По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на:
1. макроуровень (экономика в целом),
2. мезоуровень (отрасли, регионы)
|
|
3. микроуровень (предприятия и фирмы, домашние хозяйства).
Закономерности функционирования и развития социально-экономической системы Беларуси отражает белорусская экономическая модель – социально-ориентированная рыночная экономика.
2. Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.
В последние годы национальная экономика Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который направлен на создание социально-ориентированной рыночной экономики. Для становления и развития данной модели экономики необходим ряд предпосылок:
1) Общесистемныепредпосылки включают определение правовых, идеологических, политических условий, характеризующих фундаментальные устои общества и тип создаваемого государства.
Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года (НСУР-2020), в качестве общесистемных условий стратегического характера определены:
- построение и развитие унитарного демократического социального правового государства в соответствии с Конституцией Республики Беларусь;
- формирование современного гражданского общества- предполагает уважение социальных, социально-психологических, культурных, ценностных ориентации народа. Исторически сложившийся менталитет нации, нравственные устои, мировоззренческие позиции, основанные на признании принципа социальной справедливости, коллективизма, дружбы народов, — это мощный социальный потенциал развития страны в правовой и институциональной сферах.
- создание социально ориентированной рыночной экономики - социальная ориентация рыночной экономики позволяет, с одной стороны, сохранить социальные завоевания народа, а с другой - использовать рыночные механизмы для повышения эффективности экономической системы.
Общесистемные предпосылки подразделяются также на внешне- и внутриполитические предпосылки.
К внешнеполитическим относятся:
• суверенитет, открытость экономики;
• стабильность стратегических приоритетов;
• многовекторность внешней политики.
К внутриполитическим предпосылкам относятся:
• становление демократии;
• оптимизация государственных структур управления;
• повышение гражданской активности.
2) Системные предпосылки определяют единство экономического и институционально-правового пространства, механизмы и нормы взаимодействия всех секторов экономики. Система таких институтов, норм, механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами страны.
Благоприятными факторами развития экономики страны в целом и ее отдельных институтов являются:
• высококвалифицированные кадры;
• значительный научно-технический и производственный потенциал;
• большие запасы отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов;
• выгодное географическое положение;
• развитая система транспортных коммуникаций;
• мощная строительная база;
• многовекторные внешнеэкономические связи;
• комплексность развития регионов.
Наряду с этим национальная экономика РБ имеет ряд негативных аспектов:
• физически и морально устаревшие основные фонды и технологии;
• несоответствие товарной структуры производства и потребления;
• низкие качество и конкурентоспособность многих видов
продукции и услуг;
• слабую обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами,
• недостаточно благоприятный инвестиционный климат и т. д.
3) Внутрисистемные предпосылки направлены на обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе ее перевода на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизация ее структурных характеристик. Суть обновления состоит в том, чтобы создать структуру экономики, адекватную реальным потребностям общества, базирующуюся на современных прогрессивных технологиях, способную эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции белорусской экономики в мировое хозяйство. Все описанные выше группы предпосылок, условий, императивов комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации.
|
|
3. Основные макроэкономические показатели и пропорции НЭ.
Главная цель экономики РБ —удовлетворение материальных и духовно-культурных потребностей нации в условиях ограниченности ресурсов, повышение уровня благосостояния. В связи с этим базовые функции экономической системы страны — это производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг.
Состояние развития экономики и эффективности взаимодействия субъектов хозяйствования отражается через систему специальных показателей :
1) Валовой внутренний продукт (ВВП – GDP – gross domestic product) - стоимость, исчисленная в рыночных ценах конечных товаров и услуг, созданных в течение года внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам. Объем ВВП РБ в 2013 году составил 136,8 трлн. рублей и увеличился в сопостовимых ценах к уровню 2012 года лишь на 0,2% (при прогнозе роста ВВП на 10-12%), что было обусловлено замедлением темпов роста внешнего и внутреннего спроса.
2) Валовой национальный продукт (ВНП) - отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных национальными товаропроизводителями не только внутри страны, но и за ее пределами за год.
3) Чистый национальный продукт (ЧНП) — это ВНП за вычетом той части созданного продукта, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления).
4) Национальный доход (НД) - определяется как сумма доходов всех владельцев факторов производства, т.е. оценивается по факторной стоимости за вычетом косвенных налогов.
|
|
Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др. В ежегодный Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь включаются 16 важнейших параметров: ВВП, продукция промышленности, продукция сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, производство потребительских товаров, в том числе продовольственных и непродовольственных, объем внешней торговли, в том числе экспорт и импорт, реальные денежные доходы населения, розничный товарооборот, платные услуги населению, уровень рентабельности реализованной продукции промышленности, энергоемкость валового внутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования.
Все эти показатели взаимосвязаны и объединяются системой национальных счетов (СНС), которая возникла в 40-х гг. XX в. в западных странах. Республиканская Система национальных счетов была разработана в 1993 г., до этого использовались статистические системы, основанные на балансе народного хозяйства. Суть схемы национальных счетов сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики, характеризующих производство, доходы и расходы. СНС представляет собой специальные балансы, в которых отражено наличие ресурсов и их использование. Каждая операция имеет плательщика и получателя и поэтому записана один раз как ресурс и один раз - как их использование, что исключает повторный счет. СНС позволяем проследить движение массы произведенных конечных товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до конечного использования.
Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период, и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом (продуктовом) разрезе.
Важной чертой национальной экономики являются ее макроэкономические пропорции.
Макроэкономические пропорции – количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики.
Виды макроэкономических пропорций:
• общеэкономические
• межотраслевые - между отраслями промышленности и др.;
• внутриотраслевые – между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли;
• территориальные - общеэкономические, меж- и внутриотраслевые в границах определенной территории;
• межгосударственны е – между государствами на основе международного разделение труда;
• стоимостные - между отдельными элементами стоимости валового внутреннего продукта (денежной выручкой, доходами в сферах материального и нематериального производства, доходами предприятий, государства и населения);
• ресурсные - между трудовыми ресурсами и производственной и непроизводственной сферами, городом и деревней, отраслями и регионами;
Каждая страна, в том числе и РБ стремится установить оптимальные пропорции своей экономики, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей населения при наименьших затратах ресурсов, соответствие между структурой общественного воспроизводства и структурой общественных потребностей.
Сбалансированность национальной экономики – соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых благ и потребностями в них.
Пропорциональность и сбалансированность постоянно нарушаются, так как экономический рост ведет к установлению новых пропорций, поэтому необходимо постоянно поддерживать сбалансированность путем корректировки пропорций между сферами экономики и внутри них.