Транспорт — одна из отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов.
Транспортный комплекс – совокупность различных видов транспорта, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости, дополняющих друг друга, развивающихся в тесной взаимосвязи, обеспечивая эффективное использование каждого вида.
Управление отраслью осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций.
Для оценки работы транспорта используется ряд показателей (за 2013 год):
1. Объем перевозок (отправлений) грузов – снизился на 4,9% (в 2012 году увеличился на 10,9%).
2. Объем грузооборота – снизился на 10,9% (в 2012 году возрос на 7%).
3. Объем пассажирооборота – снизился на 6,8% (в 2012 году – на 9,7%).
Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный.
Железнодорожный транспорт. Это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам. В Республике Беларусь грузооборот железнодорожного транспорта в 2013 году составил 42,7 млрд т/км, что 14,6% меньше, чем в 2012 году. Пассажирооборот — 7,4 млрд пассажиро-км, что на 10,6% меньше, чем в 2012 году. Эксплуатационная длина железных дорог Беларуси - 5,5 тыс. км, в том числе двухпутных - 1,6 тыс. км (28,5 %), из которых более половины (0,9 тыс. км) электрифицированы.
|
|
Техническое оснащение БЖД в основном соответствует Евростандарту и характеризуется следующими параметрами: 30 % эксплуатационной длины железнодорожных линий составляют двухпутные линии; 67 % общей эксплуатационной длины железных дорог оборудовано автоблокировкой, из которых 58,5 % —диспетчерской централизацией, 34 % — полуавтоматической блокировкой, 97,7 % стрелок включено в электрическую централизацию.
Автомобильный транспорт. Осуществляет перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям, подразделяется на грузовой и пассажирский.
Грузовой автомобильный транспорт перевозит 47,7 % всех грузов, главным образом на короткие и средние расстояния.
Его удельный вес в грузообороте относительно невелик из-за небольшой дальности перевозок. Так, в общем грузообороте всех видов транспорта общего пользования на автомобильный в 2013 году приходится 24,4%, в то же время именно этот вид транспорта отличается высоким уровнем занятости — около четверти всех работающих на транспорте.
Разрабатывается новая Государственная программа «Дороги Беларуси» на 2006—2015 гг.
Внутренний водный транспорт. Удельный вес в общем грузообороте за последние годы значительно сократился: в 2004 году составлял 0,37%, а в 2013 году лишь 0,14 %.
|
|
Общая протяженность эксплуатационных водных путей составляет около 1800 км, которые полностью используются для судоходства транспортом общего пользования в течение всей навигации. По габаритам судового хода около 700 км водных путей относится к магистральным участкам рек, остальные участки рек по условиям судоходства — к малым рекам. Регулярное круглосуточное судоходство осуществляется по водным путям протяженностью менее 500 км.
Актуальным для Беларуси является создание и развитие морского флота.В настоящее время, не имея прямого выхода к морю, республика использует перевозки морским транспортом на иностранных судах через порты России, Балтии, Украины, на которые имеется выход национальной железнодорожной сети в прямом сообщении.
Воздушный транспорт. Этот вид транспорта осуществляет перевозки пассажиров и грузов воздушным путем. Для него характерны высокие скорости движения (от 300 до 2000 км/ч). Он используется прежде всего для перевозки пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния.
В 2013 году доля воздушного транспорта в грузообороте составила 0,09 %.
Перспективы развития воздушного транспорта Беларуси связаны в основном с расширением пассажирских перевозок авиация по-прежнему будет применяться в межгосударственных и международных перевозках пассажиров на дальние и сверхдальние расстояния.
Важнейшим направлением является обеспечение безопасности полетов, рентабельной и прибыльной работы авиапредприятий, расширение объемов применения авиации в экономике страны, обновление регулярных полетов на местных авиалиниях и др.
Трубопроводный транспорт осуществляет передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам под давлением, которая обеспечивается насосными станциями. Предназначен главным образом для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Различают магистральный и промышленный трубопроводный транспорт. К магистральному трубопроводному транспорту относятся трубопроводы, по которым транспортируют продукты от мест добычи или производства к местам переработки или потребления. Промышленный трубопроводный транспорт используется для транспортировки грузов в пределах производственного предприятия для продолжения технологического процесса. Трубопроводный транспорт характеризуется большой экономичностью - дешевизной перевозок и высокой производительностью труда, сравнительно небольшими удельными капиталовложениями.
В Беларуси действует следующая система магистральных газопроводов, по которой осуществляется транзит российского природного газа: Торжок — Минск — Ивацевичи; Ивацевичи — Долина; Кобрин - Брест — государственная граница; Волковыск — государственная граница; Торжок — Долина; Ивацевичи — Вильнюс - Рига; Минск — Вильнюс; Минск — Гомель.
Нефтепроводный транспорт— наиболее эффективный вид транспортировки сырой нефти; представляет собой комплекс сооружений в составе трубопроводов, насосных станций, хранилищ. Общая длина магистральных нефтепроводов на территории Беларуси — 3,0 тыс. км и нефтепродуктопроводов по перекачке бензина и дизельного топлива — 1,2 тыс. км.
В Беларуси действуют три магистральных продуктопровода, по которым перекачивают дизельное топливо и бензин: Унеча — Полоцк, Унеча - западная граница, Новополоцк — Минск (Фаниполь). Первые два нефтепродуктопровода проходят в одних коридорах с нефтепроводами и выполняют в основном транзитную перекачку нефтепродуктов за пределы страны.